ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Священно-Архимандрит Рафаил в Неделю о слепом передал всем: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе! С Праздником, дорогие братья и сёстры! Сегодня у нас Неделя о слепом. Желаю всем, чтобы вы были слепы для греха, для соблазнов мира сего, а зрячими для Царства Небесного. Будьте верны Господу до конца. Не бойтесь! Эти мучения – одно мгновение. Кажется, что никогда не кончатся страдания и горе, невзгоды и невезения. Поверьте, это одно мгновение, а потом – вечность. Поэтому, дорогие мои, Господь нам даёт самим выбирать свою участь загробную: вечно мучится или вечно со Христом в Раю. Широкую дорогу выбрал – потом в аду. Кто выбрал тернистый путь страданий и невзгод, неудобств и презрений – потом вечно будут славить Господа со всеми Святыми в Раю. Будьте верны Господу до конца! – прошу я вас последний раз! Аминь».
Проповедь в Неделю о слепом
- Христос Воскресе!
- Воистину Воскресе!
Сегодняшний день - это Неделя о слепом, прекрасный праздник, и такой понятный, и в тоже время непонятный для всех нас, потому что в этот день Господь исцелил слепого от рождения, от самого рождения слепого человека. А исцелил только потому, что у этого человека была вера.
Вот представьте себе: если бы слепой человек сказал: «Та ну, как это вот Он, Господь, плюнул на землю, сотворил брение и помазал очи», а другой сказал бы: «Ну, как это? Какие-то занесут инфекции, какие-то вирусы занесут?».
Господь этого не увидел, Он увидел веру такую, которой, к сожалению, у нас здесь нет и у рядом стоящих.
Что такое вера? Вера - это святыня, это Дар Божий в человеке, в каждом человеке, но который человек ещё должен принять. Каждому Господь дает. Как вот знаете, вручают цветочки, но ещё этот дар нужно принять. И Господь принял этот Дар от этого слепого. Он увидел, что этот Дар Ему возвратился, как Сыну Божьему. А другой сказал бы: «Да что там, да как, да чем это поможет? Какое-то бреновение! Плюнуть в землю и помазать человеку глаза! А там и инфекция, и что угодно!». Сказало бы так сейчас может поголовное число людей, потому что не верят во Христа. Кто верит во Христа, он скажет: «Давай мне даже ложку заразного больного», а Господь скажет: «На бери» - и он возьмет эту самую ложку, кто верит.
Но какая же слепота наша, какая наша слепота! Мы хуже слепого этого в тысячу раз. Слепой увидел и не сказал: «Да чем поможет это бреновение Твоё, что Ты плюнул, грязью помазал, чем это поможет?». А Господь ещё добавил, не так просто помазал: «Иди, пройдись километров там сколько-то и умойся в купальне Силоам, - что значит в переводе с еврейского «посланный», - пойди умойся в этой купальне и к тебе зрение вернется». Представьте себя на месте слепого, вы считаете себя верующими, ведь так? А Господь этого человека исцелил за его веру, за его веру. И даже когда потом другие говорили: «Этого не должен был делать Человек этот, что тебя исцелил, Он тебя в субботу исцелил», - иудеи говорили, как сейчас говорят до сих пор иудеи, не верующие во Христа. Есть иудеи верующие во Христа, а есть не верующие. Уже легче, да? Если бы так просто было отстать и стать верующими. Нет. А что мы вместо этого видим? Мы видим слепоту, мы видим слепоту. Вот люди слепы настолько, что не видят, как говорил Сам Господь: «Очи имеете и не видите, уши имеете и не слышите» - настолько слепота поразила наш век. Всяких клоунов показывают и говорят: «О! Вот это оно!» Киркоровых всяких. Это позорище такое! Как нормальный человек может слушать то, что поёт Киркоров или Галкин, или сама Пугачёва? Ну как можно?! Поэтому я говорю: не удивляемся, что появляются группы «Ленинград». Да все скажут: «Кошмар!», и Тамара Андреевна (Это бабушка, которая угрожала Батюшке Рафаилу всячески, а видя, что Батюшка не боится никаких угроз, она сбила людей. Поэтому все люди, которые ушли от отца Рафаила с этой бабушкой, называются тамаряне. Старец инок Иоанн сказал: «В аду все эти люди будут у неё на голове».) первая будет кричать: «Кошмар!». А ведь это обличение, это обличение. Я не говорю, что вот вы должны слушать, нет. А горе, когда люди говорят, что они зрячие. «Горе, - говорил Господь, - когда вы думаете о себе, что вы мудрые, а на самом деле ты нищ, наг и слеп», - это Он в Новом Завете сказал.
А мы вот так. И всякие вот эти бабочки ночные и не ночные, неважно, появляются и вы все: «О! Вот это оно!». А что нового? Ничего нового абсолютно, ничего нового нет. Ложь, лукавство, брехня и всё, потому что настоящее прозрение у человека наступает тогда, когда он, что видит? Вот и я хочу вас спросить.
- Когда он видит себя, свои грехи.
Как вы хорошо отвечаете, аж приятно, ну правда, это правильный ответ на оценку пять. Но, где же выводы, где же выводы? Выводов нет. Вы даже моими словами можете что-то другое сказать и перекрутить мои слова, и мои действия перекрутить, это ваше дело. Как говорится, хозяин барин. Ведь Господь дал каждому свободу, а многим ли эта свобода нужна, многим ли она нужна, эта свобода, скажите? Когда человек говорит: «Я еду горшки мыть», - вот это свобода? Он получает деньги за это, и он считает, что он свободен. Позорище, вместо того чтобы обустроиться вот здесь, на своем месте, он едет кто знает куда горшки мыть, и говорит: «Я свободен, я европеец». Ну, какой ты европеец?! Ну, рифма, конечно есть, европеец, да, рифма есть и не более того.
А Святые Отцы, что говорили? Чтобы вы не говорили, что это я сказал. Святые Отцы говорили, что, если ты не оглянулся назад и не увидел, что у тебя грехов столько, сколько песка морского, то ты ещё не начал каяться. А кто скажет, что у вас столько грехов? Это вы пишите всякую чушь, я читаю целые тома и, увы, не графа Монте-Кристо, а читаю тома ваши. Вы переписываете мелочь всякую, всякие грехи, а вы не видите, что эти все грехи исходят от одного. Как учили Старцы Афонские, что есть 8 главных страстей. Вот Саша есть сегодня? Из Куриловки есть? Он правильно писал. А хоть мама его есть? А чего нет вот этого продвижения, даже если писать? Разложить свои грехи, отсортировать их еще не значит, что ты уже покаялся. 8 главных страстей и отсортировать их по этому признаку главному, туда-сюда, туда-сюда рассортировать - это ещё не значит, что это покаяние, исправление. А видеть грехи, сказал Старец, как песка морского у себя. Кто у себя видит? А? Вот ко мне приходят, ну пишут, они просто меняют, путают следствия с причинами, они часто пишут одно, а на самом деле это другое. И так вроде это целый том набирается или 3 тома графа Монте-Кристо, а сути нет. Суть нужна, понимаете, суть нужна для покаяния. У каждого человека есть несколько главных страстей, и нужно каяться.
И Старцы всегда выходили так из этого положения. Они там юродствовали, наговаривали на себя: «Да я вот такой, да я вот такое вытворяю, да я вот такое и делаю», - а все приезжали вот эти мирские, вот эти вот с накрашенными губами «послушницы». А потом говорят: «А что Старец, а что он сказал? Он ничего не сказал». И не понимают, что на самом деле они даже и не приблизились к покаянию, даже не приблизились.
Вот я хочу сказать… Хотя это неважно, скажешь - кто-то обидится, сбежит к сектантам, к католикам. Это так и есть.
Да, Старцы всегда и в древности говорили: «Я вот такой-сякой, я грешник, я такое вытворяю, я вот такое вот знаю, я вот такое и делаю», - а все: «Хи-хи, ха-ха!». А для чего это говорилось? Чтобы люди покаялись. А как иначе? Люди не хотят каяться, не хотят, не желают, не хотят.
Это опасный путь – юродство, конечно, это не каждый может так себе позволить. Любой из этих священников, если он такое скажет - все сбегут от него и скажут: «Ну, как это?!». А умные люди, они говорят: «Это обо мне сказано, это я такое делаю, это я такое читала». Умные люди, а где ж ты найдешь умных людей? Вот поэтому говорил Господь: «Если бы вы говорили, что вы слепы, то греха быше не имели», - по-славянски говорю, т.е. «Если бы вы говорили, что вы слепы, то вы бы греха не имели на себе, а как вы говорите, что вы зрячие», - а зрячие это кто? Те, кто спорили с Иисусом Христом, кто доказывал, что Он не прав, «да Он и субботы нарушает, да Он и то, да Он и то». «Это вы понимаете, тогда грех остается на вас», - вот так дорогие мои, вот такая правда жизни.
И вы сами видите, что сейчас делается, сами видите, что сейчас творится. И Старец наш был слеп, слеп физически, но он видел каждого человека насквозь. Кто приходил и только рот открывал спросить, а Старец ему отвечал. Кто пришёл, приехал первый раз Старец принимал. А некоторых даже первый раз и не принимал, а тем, кто хитрил вот это говорил: «А раз так. Ну хорошо, робіть як хочете, робіть як знаєте», - и они считали, что это благословление Старца. Вот так.
Сейчас уже день за 12 часов, сколько уже?
- 14:00.
Уже считай вечер, мы уже Старца празднуем здесь, может быть мы его здесь помянули - и хватит, чего туда ехать (всякие экскурсоводы возят людей в келию, а там Старца нет). Там захватили всякие, индейцы. Нет, ну индейцы захватили, нет, ну индейцы. Я просто рассказываю: когда жил на одной квартире и поселились индейцы там, ну рядом соседи, и палили мусор, всякую грязь без конца. Это чтобы мои лёгкие напитались этой дрянью - ну бес им диктовал. Сейчас же, когда я еду спустя 5 лет, как я ушёл - пожалуйста, ни одного индейца, все индейцы ушли. Не интересно, понимаете, не интересно палить, не интересно досаждать, чтобы сердце больное вот это дышало дрянью. Вот это без конца было: и палки всякие, бутылки всякие.
Это ж у Ющенко видели, какая морда была? Это ж какой говорили, я уже забыл, какой газ, отрава как называется? Диоксин?
- Да.
А сейчас пожалуйста, сейчас красота: никто ничего не палит, чистота и порядок, красота, потому что нет интереса. Кому досаждать? Некому, некому досаждать. Вот так вот, дорогие мои.
Вот слепота в чём: кто не видит грехов у себя, это не значит, что писать там тома. Это же, вот, кто пишет? Это ж пишут для кого? Для вас, для зрителей. Если б вас не было, зрителей, они бы не писали, они бы написали бумажечку так одну, а так они пишут и для вас, потому что вы будете смотреть, как человек кается на самом деле, исповедуется. Тома и пишут, потому что нет понятия где их грех, в чем его корень, в чем его суть, греха, это всё отсутствует. Вот так.
Знаете, сегодня вы видели, что мне было плохо и в прошлый раз было плохо. Если человек лукавый, он скажет: «Вот видишь, Бог, дескать, наказал». Ну и пускай, мне даже это не вредит абсолютно. Но тем, у кого есть хоть небольшой зачаток ума, хотя бы как у неандертальца, я вам скажу почему так происходит: потому что повысилась температура. А покажи вот, Саша, покажи моё облачение - это тот же самый кожух. Но, Слава Богу, уже кончилось, я причастился, успел. Всё, уже будет полегче немножко, нужно заказывать полегче одежду, но вот пронеси, покажи, каждый пощупайте, это всё равно что кожушок надеть на себя, дубленочку. Мне нельзя перегреваться, вот посмотрите, пожалуйста, полюбуйтесь, кого разочаровал - простите. Потому что, если бы это что-то другое, оно бы не отпустило меня, как только я снял. Но я больной, я вам говорил, я никогда не притворялся, я больной человек, у меня сердце больное. В милиции и в армии в 45 лет уходят на пенсию, а мне уже 50. Говорят: вредность у них, вредность. А сами видите: это сколько спорить с такими, как Тамара Андреевна (Это бабушка, которая угрожала Батюшке Рафаилу всячески, а видя, что Батюшка не боится никаких угроз, она сбила людей. Поэтому все люди, которые ушли от отца Рафаила с этой бабушкой, называются тамаряне. Старец инок Иоанн сказал: «В аду все эти люди будут у неё на голове»). Всю жизнь сознательную свою, всё время моего служения.
Так, что вот видите, что каждый кто-то зрячий, кто-то слепой, но горе тому, кто зрячий в своих глазах, горе тому, кто говорит: «Я вижу, я всё понимаю», - а что ты понимаешь? Владимир Павлович (врач), говорит: «Это у тебя от перегрева», - это так и есть, Царство ему Небесное, Владимиру Павловичу. Я молюсь за него, и вы помолитесь за него, Царство ему Небесное. Перегрев. Слава Богу, успел причаститься, я уже думал, что всё, в последний раз. С одной стороны, и хорошо, когда каждый раз на грани жизни и смерти, а с другой стороны понимаешь, что такое жизнь, а с другой стороны понимаешь, что дешёвка эта жизнь. Сегодня ты живешь, завтра – раз! - тебя и нет, пирожки поели и забыли. Как всё быстро происходит.
А только одно вечное есть - это Бог, это Иисус Христос, Которого, видите, иудеи отвергли, потому что говорят: «Суббота, Он не хранит субботы». А кто-то Иисуса Христа отвергает, потому что набрался коммунистического образования, атеистического: «Как это так – веровать? А что такое вера?». А вера - это как потолок над тобой, над твоей головой, как натяжной потолок над тобой. А многие сейчас делают натяжные потолки и говорят: вот как хорошо, как красиво. Это всего лишь натяжной потолок над тобою, а дальше - там еще есть пространство огромное, огромное настолько, что ты будешь показывать и не знаешь куда это ты показываешь, туда ты показал или нет не знаешь. Потому что Вселенная безграничная и в этой Вселенной до сих пор, я подчеркиваю, до сих пор в этой Вселенной, сколько не посылали всякие зонды и всякие там корабли, до сих пор не нашли планеты, до сих пор не нашли планеты способной на себе держать людей, чтобы они жили на этой планете, до сих пор ещё не нашли, понимаете, до сих пор не нашли! Вот это и всё. А в семнадцатом веке переворот: Коперник там, Джордано Бруно. «Вот на самом деле это не Солнце вокруг, а Земля вокруг Солнца», - о, какой переворот! До сих пор пользуются вот эти всеми этими постулатами искусственными, доказывают. А как это? Исходить надо из того, что планета, которая способна создать условия для жизни человека, вот это вот и есть центр. Они говорят: гелиоцентрическая система. Геоцентрическая была раньше, гео - Земля, вокруг Земли вращается Солнце. «А на самом деле, - они говорят, - гелиоцентрическая система». Какие умные люди, да? А на самом деле не из этого надо исходить, оказывается, ребята. Кто создал так, чтобы человек жил, и чтобы его не спалило, не сожгло солнце? Вот, например, меня солнце жжёт – всё, я не могу, а будет дальше такое, что и здоровый человек не выдержит, пустыня будет, трещины будут огромные, и люди проваливаться будут, если будет дальше так продолжаться.
Я просто больной человек, есть здоровые люди, которых это всё вроде бы не касается, а у других давление скачет.
Так, самое главное: гелиоцентрическая или геоцентрическая система? «Конечно, - они говорят, - гелио, потому что центр - это Солнце». Ну и что, что Солнце, а не главное! Планеты там всякие, Венеру и Марс предлагали для заселения людьми и не дай Бог, если бы нашлась такая планета, уже бы давным-давно была бы ядерная война. Вот эти все, кто хочет ядерной войны, они бы сели на космические корабли, поплыли туда, а тут бы приказали устроить войну и не дай Бог такое. А дело в том, что нет таких условий, понимаете? Нет! Вот это их сдерживает, вот этих уродов, которые хотят третьей мировой ядерной войны, сволочи, их еще сдерживает пока. Ладно, не буду вас утомлять, сегодня такой день.
И слепец получил свое исцеление почему? Христос его встретил не где-нибудь там, в ночном клубе, говоря на современном языке. А как вот говорить, если вы дремлете и вам надо говорить на вашем языке? Это как ад. Я просто говорил на вашем языке, ребята, на вашем языке. Честность ваша где? А я говорю на вашем языке. Скажут: «Вот, «ночной клуб» сказал даже». Тут, в Николаевке, есть ночной клуб? Есть?
- Да.
А кто тут, артисты какие? Заезжие или местные?
- Всякие.
Ну, короче, позорище, позорище. А вот мне один человек должен был помочь, а он приехал не тогда, когда надо было, опоздал. Вчера вот я хотел закончить раньше службу, а он не приехал, опоздал. А я говорю: «А знаешь, почему ты опоздал? Потому что ты во власти бесов находишься, а это не значит, что это всё так нормально, хи-хи-хи, ха-ха-ха. А раз ты во власти бесов, то вот тебе сказали приехать, а ты не в состоянии приехать, у тебя тысячи причин, тысячи всяких перешкод. А это значит то, что находишься сейчас у беса в пасти, находишься в его власти и когда ты умрешь, то ты пойдешь в ад - вот и всё. Когда умрёшь - пойдешь в ад», - вас устраивает, устраивает вас такая перспектива? И когда говоришь простым языком, русским - люди спят, люди куняют. Вы о себе подумайте. Ладно.
Храни вас всех Господь! Всего вам самого лучшего.
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
В среду будет вечерняя, будет Вознесение, вы знаете. Великий Праздник. Мы можем служить, невзирая ни на какие погодные условия, мы можем служить. И будет в четверг, соответственно, Вознесение Господне, когда Господь вознесся, спустя 40 дней после Своего Воскресения. Так что мы с вами сегодня христосуемся, дай Бог, не в последний раз.
- Христос Воскресе!
- Воистину Воскресе!
Проповедь в Неделю о слепом
В сегодняшнем Евангелии звучат такие слова о том, что Господь Иисус Христос проходил по дороге, ведущей в Иерихон. А на этой дороге у самого края сидел слепой от рождения человек. Он ничего не видел своими глазами и жил только за счет подаяния. Сидел он у дороги и когда проходили люди, он просил милостыни. И вот от этой милостыни он питался. Обычно по этой дороге проходило два-три человека, какая-то, может, группа проходила, но такого скопления народа он ещё никогда не помнил. Великое множество народа шествовало по этой дороге в ту пору. И вот тогда он начал спрашивать у проходящих: «Кто же это такой? Что это за событие?» Ему сказали, что это идет Иисус. И вот, произошло то, что происходит с человеком в зависимости от того, что у него в душе. Вот мы, например, с вами находимся в доме, где включено радио. Из него без конца вот эта несется болтовня всякая, музыка, всякие там новости. И вот реагирует человек всегда только на то событие, которому у него в душе уже есть вера, на которое он уже с надеждой смотрит. И вот бывает так, что, допустим, сообщают таким торжественным голосом, что победила та или иная команда. А если, например, человек не слушает, не смотрит футбол, он его не интригует, то для него это пустые звуки. Кто-то допустим, ждет новости услышать, его не интересует ничто другое, кроме новостей. Кто-то ждёт услышать какую-то музыку, всё остальное для него тоже лишнее и ненужное. И вот когда звучит именно то к чему наше сердце лежит, вот в то время мы пробуждаемся, в то время мы чувствуем, что это что-то такое особенное, родное, то, что мы любим, то, чему мы верим. Вот то же самое происходит и со слепым: много он слышал всяких разговоров от проходящих, много он слышал всяких новостей, которые приносили проходящие люди. Но вот, когда он услышал о Иисусе Христе, то сразу сердце его встрепенулось, ожило и он начал кричать: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» Вот это была его молитва, молитва, выражающая, что он верит в Иисуса Христа, как в Сына Божьего, как в Царя. И поэтому, когда он вскричал вот эти слова, то многие шикали на него: «Замолчи, не говори этого! Прекрати!» Одни говорили это, потому что боялись – вдруг кто-то услышит, что он провозвестил Иисуса Царём. Вдруг услышат, допустим, первосвященники, книжники, фарисеи, вдруг за это можно пострадать. А иные кричали на него, чтобы он замолчал, потому что сами не верили, что Иисус – это Царь царей. И так бывает и в жизни, когда человеческая душа начинает пробуждаться от слепоты, от мрака, начинает тянуться к Богу, то всегда на неё кто-то начинает давить: «Прекрати! Прекрати, не делай этого! Не ходи в храм! Что тебе это даст?» Вот каждый по своей причине, но всё это причины неверия.
И вот, когда на него закричали, цикнули на него: «Замолчи! Молчи, тише!» - то он, несмотря на это, ещё больше закричал: «Сын Давидов, помилуй мя!» И вот это «помилуй мя!», вот эта в дальнейшем часть молитвы выражает его настроение покаянное, что он мало, что верит в Иисуса Христа, но он же и кается во грехах своих: «Иисус, Сын Давидов, помилуй мя, грешного!» И Господь, обратившись к нему, говорит: «Что ты хочешь от Меня?» Тогда слепой говорит: «Я хочу, Господи, чтобы мне прозреть!» Господь спросил его не для того, что Он не знал то, в чем нуждается. Господь – Сердцеведец и Он знает нужду просящего. Но Он спросил это для народа, дабы люди видели и веровали, чтобы не сомневались, что именно получит то, о чем просит слепой. И тогда Господь ему отвечает: «Прозри! Вера твоя спасла тебя!» Он сказал эти слова также, как ответил и многим другим молящим Его: и хананеянке Он так сказал, и глухому сказал, когда отец привел глухонемого юношу. Он сказал: «По вере вашей будет вам». И многим другим, заметьте, кого Он исцелял, Он всем говорил: «Вера твоя спасла тебя». И многим тем, кто каялся во грехах Он даровал исцеления и прощение грехов, а вследствие этого и исцеление. И что же произошло дальше? Слепец этот получил зрение, обрадовался. Но, что самое важное, вот тут бы можно было поставить точку: ну человек исцелился - и всё! Радуйтесь вместе с ним, что человек получил исцеление. Но здесь очень важное место в Евангелии, что слепец не пошел, не побежал мирским удовольствиям навстречу, а он присоединился к тем людям, которые шествовали за Иисусом Христом, и написано: «славил Бога, прославлял своей жизнью и многим другим проповедовал». То есть он исцелился, но не остановился на этом, а пошел вслед Христа Иисуса, Господа нашего. Вот это место следует запомнить себе. Это как ориентир в наше время, в наше время лукавых всяких прельщений дьявольских, которые восстают на человеческий род, хотят погубить людей. Вот в наше время как-то много появилось исцелителей всякого рода, всякого покроя – это экстрасенсы, которые обещают, сулят через газеты, средства массовой информации, что они якобы даруют исцеления. И многие люди обращаются к ним в надежде получить себе здоровье.
Больных очень много людей и болеют люди вследствие своей греховной жизни. Грехи – это причина наших болезней. Раз мы болеем, значит, у нас есть согрешения. И вот Господь по милости Своей посылает нам вот эти болезни, чтобы мы подобно вот этому слепцу прозрели в духовной жизни, покаялись и пришли, обратились вслед Иисуса Христа.
Но посмотрим, как исцеляют экстрасенсы и прочие «исцелители». Они предлагают: «Мы исцелим вас», более того, видя, что в народе нашем великая вера есть в Православную церковь, авторитет ее огромен, потому и вот эти «исцелители» все, колдуны, чародеи – они рядятся именно в одежду Православия. Они окружают себя иконами, они посылают своих «пациентов» в храм поставить свечку. Они прекрасно знают психологию всех нас, падших людей. Они знают прекрасно, что если человека послать в церковь и если там ему не расскажут о том, что нужно каяться, то он придет, эту свечку поставит и уйдет. И больше никогда не вспомнит, что туда нужно ходить. И в тоже время срабатывает эта ширма, что, дескать, православные здесь «работают», православные здесь «исцеляют». А мы, люди вот, по глупости своей доверяем свои души вот этим людям-хищникам, одетым в овечьи шкуры. Якобы они православные, якобы они молятся, молитвами исцеляют. Больше того. Понятно, сейчас время такое: уже опытно многие познали, не нужно доказывать, что это вред, что происходит после этих кратковременных «исцелений» экстрасенсов. Что постигают часто еще худшие болезни, даже смерть, а часто и самоубийства. Так как излечивая тело, мы вредим душе. Люди, обращаясь к экстрасенсам, следуют по четкой такой вот системе: они идут, чтобы купить здоровье. Заплатил – получи здоровье. Получив здоровье, служит дьяволу, получая греховные наслаждения за счёт этого здоровья. А вследствие этого продается душа. Вот такая вот торговая операция. И она повторяется независимо от того, где это будет: то ли это на стадионе, то ли это в стенах какого-то арендованного клуба, или даже…если даже это проникает и в Православие. Чего же греха таить, сейчас много развелось всяких вычитчиков, которые работают во исцеление души, так сказать, и тела. Система точно та же самая: пришёл, заплатил, становись здесь в круг, поставь свечку – тебя сейчас тут вычитают, тебя сделают здоровым. Не помогло в первый раз – приходи во второй, не помогло – приходи в третий, пятый, десятый, приходи столько, сколько у тебя денег хватит. И вот, что самое интересное, что именно мы виноваты в этом. Как гласит закон рынка, что спрос рождает предложение. Если бы мы с вами этого не искали, такого легкого исцеления, то не было бы таких и продавцов. Поясним на примере. Вот всем известен такой случай. Какое-то забитое и затурканное село. Однажды одна бабушка обратилась в больницу, и врач обследует её, температуру меряет, измеряет давление, прочее. Значит, устанавливал диагноз. На следующий день бабушка приходит и говорит доктору: «Доктор, мне так помогло Ваше вот это лекарство. Ну, как оно называется? Градусник что ли? Вот оно мне так помогло! Дайте мне ещё раз!» То есть человек не понимает в чем причина болезни. Другой пример. Вот говорят люди, например, часто: «Да что он там понимает, посмотрите, сходите туда. Я и мужа своего повела, я там и детей туда повела. Там крики, вопли! Как же это так! Как не верить после этого, что это помогает!» Это знаете с чем можно сравнить? Приходит человек к дверям больницы. На больнице надпись прибита: «Температурным вход с другой стороны». Значит, здоровым туда заходить нельзя. Но человек, несмотря на это, всё-таки идет туда, проникает вовнутрь и потом делиться впечатлениями со своими ближними. Он зовёт всех своих родных, близких, всех, кто ему доверяет, говорит: «Пройдемте, посмотрите, что делается там. Посмотрите: там такое великое множество стоит людей, у которых мокрые носы, у которых красные глаза, которые слезятся, которые чихают и кашляют!» Не тоже ли самое происходит и здесь, когда стекается великое множество бесноватых больных людей с этими проблемами. Когда они приходят вот в это место - понятно, что они будут и кричать, и вопить, и дёргаться, и так далее. Но представьте себе, что человек привел своих родных, близьких: «Пойдите, посмотрите какое чудо! Стоят люди с мокрими носами и чихают! Какое здесь множество больных и все стоят и кашляют! Какое чудо!» И приходят все, разевают свою варежку, смотрят и в итоге заражаються сами гриппом. Вот такой же финал печальный боюсь, что может быть и с другими, кто так легкомысленно душу свою вручает и этим лекарям, и другим кодировщикам, всем остальным прочим. То есть, безтолково идут, не знают зачем. Ну как еще не сравнить с этим примером, если, представьте себе, бабушка знает, что ссорятся между собой супруги и говорит им: «Пойди вычитайся». У другого человека, там, какая-то другая проблема: «Пойди тоже вычитайся», - старушка советует. Третий человек заболел, ему нужна психическая помощь - умом повредился - тоже говорит: «Пойди туда вычитайся». Что в итоге будет? А какой же ответ? Знаете, вот у всех экстрасенсов, целителей, у всех прочих вот этих вот – я назову это одним словом – магия. Во чтобы она не одевалась, какую одежду она не носила, но у всех у них есть один диагноз; на вас порча. Вот любой приходит, ну чтобы он не делал – ну на нем порча – и всё! Все проблемы, все болезни, потому что на нем, на человеке – порча. Вместо того, чтобы человек каялся, вместо того чтобы себя осуждал, вместо того чтобы плакал, грехи свои пришел поисповедовать, человек верует с удовольствием, что это порча на нем, что это не грехи стали причиной болезни, не то, что он в церковь не ходит, что он не причащается, что он не поститься, что он лишен, одним словом Благодати Божией, защиты Божией. Он, конечно, с удовольствием заглатывает, что вот на нем порча, как крючок, и с удовольствием ищет кто же виноват, кто же эту порчу навел. То ли сосед, то ли соседка, то ли может даже мать? Вот часто говорят: «Мать навела порчу, близкая женщина, как говорят». И вот, представьте себе, вот люди веруют в то, что порча и диагноз у них один – порча. Но знаете, в Православии тоже есть диагноз один, этот диагноз написан в Евангелие - самые первые слова Господа Иисуса Христа – вот это и есть наш диагноз. Кто помнит их? Кто-то может вспомнить сейчас, кто читал Евангелие? Там сказано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Вот этими словами Иисус Христос начал проповедь. Вот это вот и есть диагноз всех наших болезней в противовес тому: «Пойдите, на вас порча». И вот, человек приходит так тупо, там ставит эту свечку, там становится в этот круг, где бесноватые беснуются. И вот он ждет какого-то исцеления. Знаете, что это похоже, как вот у зубника, когда человек приходит, садится в кресло, ему там доктор открывает рот, смотрит туда, засовывает туда всякие предметы: зеркало там, крючки, плоскогубцы и так далее, потом бор-машинка. Человек просто сидит, откинулся на кресле и над ним работают. В Православии же совсем всё по-другому. В Православии, когда человек пришел, пусть это будет молебен, пусть это будет Причастие человека – пришел он, хочет получить Благодать от Бога – он должен сам участвовать в этом лечении. Как говорит Феофан Затворник: «Когда вы заказываете молебен и сами не молитесь, то этот молебен, как порожняк, проходит мимо. Он ничего вам не даст, когда вы сами не участвуете». Когда сам человек надеется на то, что он там подал записку, бумажку, свечку поставил – при этом думает о чем-то другом, болтает или мыслит о своем, то ничего ему не поможет! Потому что Господу такая молитва не нужна. Господу не нужны наши болезни, Господь нас хочет исцелить всех до единого, хочет дать нам здравие, прежде всего здравие души, чтобы мы раскаялись, чтобы мы оставили свои греховные заблуждения, предрассудки. Вот многие сейчас веруют в астрологию, многие сейчас в гадание веруют, в экстрасенсорику - вот эти все мерзости – это Богом осуждено. Это все Богу ненавистно, несмотря на то, что и по телевизору, и по радио, в каждой газете сейчас эти гороскопы, вот эти всякие толкователи снов. Вот мне однажды пришлось спорить с одним человеком. Он прямо до хрипоты спорил, доказывал, что всё это правда, что сбываются все сны до единого, что ну как же не верить снам, когда они сбываются: «Мне снилось то и то, вот оно сбылось. Как приснилось, что мне там дальняя дорога и вот потом, раз, и пришлось ехать, хотя и не ожидал». Но вот, есть пример, в противоположность этому. Это был один инок, вроде так благочестиво жил, постился, молился, всё исполнял. Но однажды он обращается к игумену и говорит: «Отче, разреши мне жить отдельно от братии, я буду в пустынничестве проводить жизнь свою». Игумен ему говорит: «Не спеши, потому что, знаешь, это плохо может кончиться. Ты же ещё не очистился от своих страстей, от грехов своих. Куда же ты хочешь выделиться, наверх лезешь? Он: «Да нет, отче, я уже всё, я уже всё чувствую, что мне уже всё помогает». А говорил он так, потому что ему сны часто снились и то, что снилось, то на самом деле и происходило. И вот этот игумен его отпустил, что делать было? Разрешил ему жить в пещере. И вот этот человек поселился в пещере и падший дух ему говорит: «Знай, что к тебе придут, христианин придет, у него украли лошадь. Скажешь: там и там находится». И вот, пришел этот христианин, еще не успел рот открыть, а тот ему уже кричит из пещеры: «Я знаю, ты за лошадью пришел, она там находится». Ну, христианин побежал, возрадовался, огласил всем, рассказал, что есть такой чудотворец. И люди многие поверили, начали приходить: кто за пропажей, кто за каким-то советом. А дьявол всё ему отвечал. И вот когда к нему пришел настоятель однажды, то инок радостный такой говорит: «Вот ты не хотел меня отпускать, но как хорошо, что ты меня отпустил. Мне сейчас ангелы являются не только во сне, уже наяву!»
А тот говорит:
- Несчастный! Ты же в прелесть попал, в опасность заблуждения! Тебя же враг окружил!
- Да, что ты! Вот мне даже назначили время, когда я вознесусь на Небеса!
- А когда это будет время?
Он назвал. Тогда приходит этот настоятель в то время и действительно слышит гул такой! Появляются бесы в облике ангелов и хотят этого человека вознести «на Небеса». Тогда Игумен подбежал, обнял этого брата и начал молиться, Иисусову молитву читать. Демоны, обжигаемые этой молитвой, скрылись, но прихватили с собой мантию – верхнюю часть одежды монашескую. Прихватили вот эту накидку и потащили «на Небеса». Инок еще долго не мог понять, он упрекал этого настоятеля: «Что же ты мне, отче, помешал! Я же мог бы вознестись «на Небеса». Но когда прошло некоторое время, то на небе показалась точка, потом эта черная точка увеличилась и в конце концов мантия упала к ногам вот этих двоих, оставшихся на земле. И говорит тогда ему настоятель: «Видишь, что случилось с твоей мантией? То же самое могло быть и с тобой!»
И множество подобных таких вот примеров, когда люди верили, верили в сны.
Вот был ещё один такой инок, что ему приснится – всё сбывается впоследствии. Сначала по мелочам, потом крупные вещи, события – всё начало сбываться. Да прямо до единой черточки, всё сбывается до йоты. И тогда он уверовал в это. А сны эти были от дьявола. И когда он в это уверовал крепко, то однажды сниться ему такой сон. Что якобы он попал в Рай, а в Раю христиан нет. Есть только одни иудеи, там, Моисей, прочие значит, евреи. Только они, мол, спаслись, а христиан нет. Тогда верить снам своим стал. Значит всё правильно, значит, вот в чем оказывается дело! И берёт, оставляет свою веру, уходит в еврейское селение, оставил монашество свое, женился на еврейке. И когда он пришел, сказал: «Я хочу жениться вот, на этой еврейской девушке». То ему раввин сказал: «Ты можешь жениться, но для этого ты должен отречься от Того, Кого ты раньше исповедовал». И только вот он это сказал - у него изо рта вылетел голубь. И вот это его испугало. Он понял, что это его Дух Святой покинул. И вот он пришел тогда к настоятелю. Настоятель помолился о нем, сказал: «Конечно, грех твой тяжелейший, но все-таки есть возможность тебя спасти, потому что Господь милостив. Пока человек живой, то есть возможность у него из любого состояния все-таки вернуться. Но ты должен наложить пост на себя, молиться, каяться в грехах». И вот долгое время он каялся и потом уже появился вверху голубь над ним. Еще неделя прошла и тогда, наконец, он возвратился в Православную Церковь.
Вот эти и другие примеры, братья и сестры, показывают то, как пагубно верить своему сердцу. Библия учит о том, что после грехопадения Адама и Евы у всех у нас повреждены и разум, и чувства, и сердце. И если нам кажется, вот мы уверены, что вот так оно есть – это еще не значит, что мы должны броситься стремглав и мчаться туда или в другую сторону. Для этого есть Закон Божий, для этого есть Правила церковные, для этого есть учение Святой Православной Церкви, есть духовники, у которых надо спрашивать, всегда советоваться о своем пути. Каждый шаг свой узнавать: можно ли туда идти, стоит ли и вообще, не является ли это дьявольской западней. Но люди, вот, часто не хотят верить, спорят, доказывают своё, а потом за это горько, дорого платят.
И вот, в этот день, вот, будем служить молебен, акафист Ксении Блаженной Петербургской. Вот ее тоже житие многое поясняет в нынешнем Евангелии. Оно рассказывает о том, как была одна супружеская чета, причем из знатного дворянского рода. Но муж Ксении погиб от руки убийцы. И Ксения, вместо того, чтобы быть богатой вдовой, проводить свою жизнь в развлечениях светских, вместо этого берет на себя великий подвиг юродства, то есть безумия Христа ради. Она предстает перед людьми как сумасшедшая, одевает одежду своего мужа и говорит: «Меня зовут так, как мужа». Называется этим самым именем. И вот люди думают, что она повредилась умом, многие сочувствуют, многие ее жалеют, но, конечно, не обходится без злых людей, которые всякие пакости делают, в том числе дети кидают всякие палки, камни, издеваются над безумным человеком. Но на самом деле под этой личиной безумия скрывалась великая благодать, мудрость, данная Свыше. Вот эта мудрость Свыше потом проявилась в том, что когда она брала детей на руки, то они исцелялись. Когда она что-то говорила многозначительное, оказывалось, что это было предсказание. То есть это величайший подвиг Христа ради – юродство. Этот подвиг – он редчайший, он же тяжелейший, потому что это противовес человеческой гордыне. Мы, люди, наоборот хотим показаться перед людьми лучше, красивее, умнее, мы используем при этом все подручные средства, в том числе и вот эту косметику, всё остальное. Мы хотим показать, что мы лучше, чем на самом деле, умнее, мудрее, хотим прославиться всякими чудесами. Но на самом деле то, что велико у людей – это все низко у Бога. И вот Ксения Петербургская, она наоборот показала людям, что она безумная, но Господь ей даровал благодать великой мудрости. И этой благодатью она служит людям и после своей смерти. Многие обращаются в молитве к ней и получают то, что просят, если человек стоит на правильном пути, движется ко спасению. И нужно, видя этот пример, понять, что главное у Бога – это смирение и главное – это стремление раскаяться в грехах своих – вот это у Бога велико. А вот в мире наоборот: вот это лицемерие, хвастовство, когда человек выше других лезет, хочет показать, что он особый какой-то, значит лучше всех остальных, и так далее.
Поэтому, дорогие братья и сестры, когда будем служить молебен, то будем помнить и о том, что нужно быть участником этой совместной молитвы, не просто присутствующими в храме, а нужно молиться от чистого сердца, принести Богу покаяние, посокрушаться о своих согрешениях, которые у нас были. Если у нас есть болезнь, значит есть какая-то причина этой болезни, какая-то есть проблема, значит есть какая-то причина этому. И Богу нужна наша смиренная, покаянная молитва, та молитва, которую произнес вот этот слепец: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного или грешную». Аминь.