Дорогие братья и сёстры!
Священно-Архимандрит Рафаил поздравляет всех с 4-ой Неделей по Пасхе о расслабленном и передаёт пожелание: «Чтобы вы были расслаблены для греха, а живы для Бога, для добрых дел и для спасения души!»
10 мая. Проповедь об исцелении расслабленного у овечьей купальни
Это был бассейн, в котором промывали внутренности животных, которых приносили в жертву Богу. И вот этот бассейн обладал чудодейственной силой, когда сходил туда Ангел Господень. Время от времени вода начинала движение своё, по ней начинали идти волны. И вот в этот момент люди стремились в эту воду, потому что тот, кто первый входил в эту воду получал исцеление каким бы недугом он не был одержим. Всех исцеляла эта вода. Нужно было только первым войти в эту воду. И вот при этой купальне овечьей было пять притворов, т.е. таких пять специальных помещений, где находились все страждущие. Многие жили там очень долгое время. И вот один из них был парализованный, 38 лет находившийся в недуге. И вот этот человек 38 лет там ждал, когда придет его час. И Господь Иисус Христос подошел к этому человеку, почему именно к нему мы сейчас узнаем, и спросил: «Хочешь ли ты исцелиться?» Господь конечно же знал, что этот человек хочет исцелиться. Более того, Он даже знал, что 38 лет он здесь находится, но желая показать людям чудо и желая возбудить надежду человека на исцеление, Он задает этот вопрос: «Хочешь ли ты исцелиться?» И вот этот человек отвечает: «Да, конечно, я хочу исцелиться, но всегда, когда возмущается вода, когда Ангел Господень сходит на эту воду, я стремлюсь туда войти, но по своей болезни я делаю это медленно и уже другой кто-то прежде меня туда входит. Так всегда этим кончается.
Я не имею человека, который мог бы мне помочь войти вовремя в эту целебную воду». И тогда Господь посмотрел на него и сказал: «Встань, возьми свой одр и иди». Одр - постель, на которой он лежал. И вот сделалось великое чудо, знамение Божьей милости. Этот больной человек расслабленный, т.е. парализованный обретает силу, крепость и берет послушно вот этот одр, берет его под мышку и идет. А была это суббота, т.е. когда иудеи находились в покое. По их вере нужно было ничего не делать, ничего не носить тяжелого, но видят иудеи, что человек несет вот этот одр и вместо того, чтобы удивиться, ужаснуться и одновременно обрадоваться Божьей милости, вместо этого они начинают осуждать, говорить: «Ты делаешь то, что не надлежит делать в субботу. Почему ты несешь эту постель?» И отвечает больной: «Человек, который меня исцелил, Он сказал мне «возьми это и иди». И вместо того, чтобы вразумиться, уверовать во Христа, поразиться чуду Божьему иудеи говорят: «Кто этот Человек?». И вот они негодовали, ненавидели и злоба вот эта бесовская уже тогда восставала против Христа. И что же было далее? Евангелист рассказывает о том, что Христос встретил этого человека опять в Храме уже здоровым. Он сказал ему: «Иди и больше не греши». Чему же научает нас вот это Святое Евангелие, ныне читаемое, дорогие братья и сестры? Мы видим здесь великую мудрость и великое терпение. Вот этот человек, представьте себе, 38 лет находился в болезни тяжкой. Парализованный, еле-еле передвигался, видел он исцеления других, но не отчаивался и не уходил с этого места 38 лет. Он находился возле этого места, он терпеливо ждал своего часа. И вот именно поэтому Господь к нему подошел, именно Господь его избрал за его терпение и кротость. И вот как нам не достает, дорогие братья и сестры, вот этого терпения и кротости. Многие из нас получили великие знамения Божией благодати и исцеления. Получили и какую-то в жизни помощь от Бога, но бывает так: что-то не везет, не получается - и мы готовы роптать, готовы негодовать. Как нам не достает вот этого действительно терпения, а Господь именно поэтому подошел к нему, хотя были там может сотни людей, которые ждали исцеления, но Господь избрал именно этого неропщущего и терпеливо ожидающего. И вот был такой случай, слегка напоминающий этот, из жития Святых. Были две монахини. Заболели, были поражены внезапно одной тяжкой болезнью, и они пошли к преподобному Нифонту просить, чтобы он помолился об исцелении. И что же Святой в ответ сказал? Он говорит: «Я бы желал, душа моя желала, чтобы вы эту болезнь потерпели для того, чтобы вы были совершенны, для того, чтобы вам войти в Царствие Небесное. Лучше бы вы потерпели, но так как у вас не достает терпения, поэтому я исцеляю вас, я подскажу что вам делать. Становитесь ночью на молитву, читайте канон Пресвятой Владычице Нашей Богородице». И вот они послушались и были в ту же самую ночь исцелены. Т.е. видите, как говорят Святые Отцы, что полезно иногда болеть, особенно монахам. Это вообще очень полезно - болеть, потому что грешных людей их болезни очищают, а тех, кто совершены эти болезни ограждают от всяких падений, а прежде всего от гордыни, от гордости. И вот этот рок гордыни! Многие уже свалились, многие в эту яму попадают. И вот, действительно, дорогие братья и сестры, сколько раз приходится слышать такое недоумение: «Почему мы болеем?» или «За что с нами случилось то или другое несчастье, или напасть какая-то случилась?» Вот знаете, Церковь Святая повторяет, напоминает своим чадам, чтобы исполняли Волю Божию, чтобы мы все исполняли наши послушания Воле Божией, Святой Православной Церкви и просто поражает порой, как люди говорят: «За что мне это? Почему?» или «За, что мою мать поразила болезнь? Такая добрая, хорошая, за что ей так?» Говорю: «Почему говорите «за что»? Нет у нас такого слова за что, а есть для чего». Вот это случается с нами, т.е. Господь по великой своей милости хочет оградить нас от напасти. Он нас хочет спасти. За всё, что с нами случается, мы должны благодарить Бога. Всё что с нами случается - это нам во спасение. И вот как говорит Старец, что скорби - это наши лучшие учителя, что лучше, чем эти учителя, нет на свете. Сколько не рассказывай, сколько не говори, а скорби лучше научат человека. И вот посмотрите: скорби открывают истину человеку. Допустим, случается горе, случается несчастье, умирают наши близкие. Вот люди приходят в Храм Божией помолиться за упокой, запечатать землю, отпеть покойника. Скажите: разве может что-то другое утешить человека кроме молитв? Только Богослужение. И порой человек никогда не ходил в церковь, и вот он убивается, страдает, плачет и не знает утешения. А когда он приходит в храм Божий во время скорби, он видит, что действительно Божья сила здесь, она действительно утешает. Причем, для этого не надо никакой подготовки, никакой накачки мозгов, как вот у сектантов. Когда к ним приходит человек, они начинают ему всякое внушать, и то, и то рассказывают. А здесь, представьте себе, человека никто не подготавливает. Идет просто отпеть покойника, и получает утешение души, то утешение, которое не может дать этот падший мир. Ни заливание горя водкой, ни другими там утешениями, ни наркотиками, никто и ничто не поможет, только это Богослужение. И именно в часы скорби человек это может понять, способен бывает понять. Открывается его душа, он видит по-настоящему помощь Божию, но поражает то, как люди легкомысленно относятся, они не могут оценить это Богослужение. Вчера, вот когда я ехал на службу, ехал на вечернюю, то видел сколько народа стоит на остановке, сколько народа стоит, тучи людей. Для чего они стоят? Они стоят с тяпками всякими, едут на дачные участки зарабатывать себе, так сказать, хлеб насущный. А забывают о том, что хлеб наш насущный подает нам Господь, забывают о том, что вот этот хлеб, если Господь нам не даст, то ройся там всю жизнь, а ты никогда ничего не получишь. Это милость Божья, что мы еще живем вот так, что существуем при наших грехах, при наших падениях, и тем не менее Господь ждет от нас покаяния нелицемерного, а мы этого не понимаем. И вот я себе так подумал, если бы я был фотокорреспондентом и мне дали бы задание сделать иллюстрацию на тему, скажем, «Что бывает с человеком, во что он превращается, когда попирает Божий Закон, когда он не идет в храм», то я бы пожалуй, сфотографировал поле, в котором люди стоят нагнувшись с этими тяпками, роются в земле, копаются и рядом привязана коза щиплет травку. Т.е. до какой степени человек опускается, он ничем не отличается от этого животного. Как животное стоит на четвереньках, в земле ищет там себе поживу, точно так же эти люди похожие на это животное, т.е. образ Божий попран, силы души: разум, ум, чувства, воля. Всё это на нет сошло и всё стало на один уровень со стоящей на четырёх козой. Люди стали полусогнутые, копаются в земле, а между тем настало время всенощного бдения. Вот такое безумие мы видим часто, и часто слышим недоумённое: «За что нам такое?» Вот человек мне один говорит: «Я еду на дачу сейчас, потому что мне не хватает на пропитание». А почему не хватает на пропитание? Задуматься: почему вынуждены даже в выходные дни рыться в земле? Потому что попирается Закон Божий! И Святые Отцы всегда говорили: «Когда человек перестает соблюдать посты добровольно, тогда Господь накладывает эти посты через меру. И когда люди не ходят в храм Божий, попрали эти заповеди грубейшим образом». Вот посмотрите: для кого служится вот эта служба? Если бы не приехали вот эти люди, здесь был бы пустой храм. Как будто эта служба нужна невесть кому. А служится она для нас. Посмотрите: вот кто те, которые не понимают, говорят: «В городе как много церквей». Да где же их много? Для Николаевки одного этого храма мало, если бы весь этот народ в храм ходил, то тут бы было мало места. Только для Николаевки надо 3-4 храма построить, если не больше. В городе то же самое: сколько народа, а лишь капля в море ходит. Вот посмотрите: на Левом берегу храм, крошечный храм, игрушечный стоит, он маленький совершенно, а там тысячи людей живет, и никто туда не ходит, потому что люди попрали Закон Божий, волю Божию попрали. И эти люди, когда они приходят, часто бывает спрашивают: «Вот, батюшка, может вы знаете какую-то особую молитву?». Говорю так: бойтесь тех людей, которые знают особые молитвы. В Православии у нас нет особых молитв, у нас только те молитвы, которые предки наши читали, и все в требнике написаны. Особые какие-то тайные молитвы - это не к нам, это к оккультистам надо идти. Оккультизм - это тайные знания шаманства, колдуны всякие, шепталки, бабки, а мы нового ничего не знаем. Вот мы служили сегодня литургию Иоанна Златоуста. Сколько уже веков прошло, а мы служили ту же самую молитву, ничего нового мы при этом не изобрели, не придумали. Мы не достали какую-то книжку, чтобы оттуда вычитать, ни прибавить, ни убавить, все старое, все древнее. Поэтому надо бояться вот этих разговоров: «Вот я знаю, там некий человек или батюшка знает какую-то особенную молитву. Вот все не читают, а вот он читает». Вот это должно настораживать; что же там такого особенного? В Православии все у нас одно только: нам надо исправляться. Вот всегда, когда проповедь идет, люди начинают подходить, свечи тушить. Это не от того, что надо ее потушить. Эта свеча догорит и один только дым пойдет, но люди идут и вот надо свечку взять вытащить, потушить. Это лукавство наше вскрывается, нам лень стоять в храме, молиться, настраивать свою душу работать над ней, а вот внутри бес подталкивает: надо размяться, пойти попрыгать, походить, поразговаривать. А вот тебе момент, пойди поймай момент. Ага свечка погасает, пойди потуши - очень важно. Мы ловимся все на этом. Мне вспомнился вот такой случай из прошлых времен, когда-то мне самому рассказывали, было это забавно. Человек один приехал из какого-то глухого места в город, и вот ему рассказывают: «Вот это автомобиль, он сам ездит. Он движется, потому что там есть двигатель внутреннего сгорания. Вот здесь заливается бензин, топливо. Там оно сгорает, энергия передается на двигатель, двигатель передает энергию на колеса и происходит движение. Ну ты теперь понял?» - «Я поняв, та тільки не пойму, де коні запрягаються, щоб сісти та поїхати?». Понимаете? Вот что мне люди напоминают, когда вот рассказываешь, говоришь, говоришь, рассказываешь, а потом приходят: «Ну вот, что-то со мной случилось. Ну почему со мной так случилось?». Я рассказываю, что нужно, братья и сестры, нам каяться, что надо ходить в церковь каждое воскресенье, каждый Божий праздник, воскресный день, в субботу вечерняя, надо в среду и пятницу посты соблюдать. Кто хочет причаститься - великое дело хочет, очень замечательно, но надо приготовиться, надо поститься три дня - это минимум. Быть в субботу на вечерней, надо быть обязательно, непременно надо быть на вечерней, но люди как будто слышат и не понимают, подобно вот этому приезжему, что искал где коней запрячь. Вот и говорят: «Ну почему со мной случилось, а я не знаю за что со мной такое случилось?». Вместо того, чтобы сказать: «Сколько я грешу, сколько делаю не так, нарушаю, и еще меня Господь терпит». Еще меня поражает, когда люди в храм не ходящие говорят: «Ну что со мной такое случилось? Ну почему? Я хороший и со мной такое случилось? Я нікого не вбив, ні в кого не вкрав, нікому зла не зробив и вот мне все такое случается и все». Так вот надо помнить не за что, а для чего это с нами случается. И в Православии скорби, болезни, напасти - это все для нашего блага. Они нас отрезвляют, они нас пробуждают, показывают, чего нам недостает, что нам надо исправить в нашей жизни и если по большому счету, то ой, как есть за что. И если нас Господь еще терпит, то едино потому, что ждет от нас покаяния истинного. Такое должно быть, а мы этого не видим в себе, еще и говорим: «За что? Почему с нами такое случается?».
Вот очень замечательно то, что Господь встречает этого исцеленного именно в храме, и говорит: «Вот ты здоров, но иди, и больше не греши, чтобы с тобой ничего не случилось худшего». Господь встречает его и предупреждает, несмотря на то, что знаем, что Господь - Любовь, а Он ему еще угрожает: «Иди, и больше не греши, чтобы с тобой не сделалось худшего чего». Какие перемены произошли в этом человеке, что вот он взял и покаялся, получил здоровье, но получил для того, чтобы служить Богу! Получил здоровье, пошел в храм долг свой исполнять, пошел молиться, и Господь ему говорит: «Ты здрав, теперь не согрешай, чтобы не случилось с тобой чего худшего». Вот этого истинного покаяния нам не достает и может быть кто-то так идет по жизни, спотыкается, падает, потом опять идет, опять движется, но движется в сторону Царствия Небесного. Если он движется по этому пути, то он спасен, он имеет надежду на спасение, но при этом как говорит один Старец, когда идешь ты по дороге, какая бы она ни была: в ямах, канавах там, в каких-то кустарниках, комочках, ты будешь спотыкаться, может быть где-то падать, может быть выйдешь с колии, но если ты встанешь, будешь вставать, все равно идти, идти вперед, это значит каяться, исповедоваться, очищаться и идти дальше, то тогда ты получишь спасение. Но если ты скажешь: «Тяжелый, трудный путь, всякие препятствия, зачем мне надо, а я лучше пойду вот по этому широкому пути, хорошему пути, тогда у меня будет все в порядке», - то тогда наверняка ты погибнешь. Чтобы получить исцеление, дорогие братья и сестры, нужно не просто молиться. Вот говорит: «Дайте мне особый какой-то канон, может акафист какой-то, подскажите, что прочитать». Знайте, что все молитвы есть у каждого в молитвослове: там молитвы и каноны, и акафисты, все есть. Особые акафисты, каноны даже если дать человеку, но он будет это читать без подготовки, без покаяния, то это ничего не даст. Представьте себе, что вы сидите перед телефонным аппаратом, тысячи номеров перед вами, но если вы не знаете нужный вам номер, то сколько бы вы там не сидели, сколько бы вы там не крутили, не тратили время зря - все равно это бесполезно. И вот нужно, дорогие братья и сестры, чтобы молитву читать подготовиться к ней. Вот если у вас болезнь, скорбь, несчастье, значит надо настраиваться, чтобы нас слышали. Разобраться: что я упустил в своей жизни, что я нарушил или на что я вообще не обращаю внимания или что я делаю такое, чего не должно быть в моей жизни. Выбор всегда таков: или покаяться надо, или терпеть в таком случае. Выбирай из двух одно, а лучше, конечно, принести покаяние. И вот особенный нам сегодня пример - это житие Евангелиста Иоанна Богослова. Вот почему Иоанн Богослов назван любимым учеником Господа? Не потому, что он был молодой, энергичный, быстрый. Это все дело проходящее. А почему столько ему Господь жизни лет даровал, что он позже всех апостолов умер, что он даже казнь не претерпел? Он прожил, своею смертью умер, хотя были ссылки у него там на остров Патмос, конечно были свои страдания. Но посмотрите: за что Господь его так любит? А вот ответ на этой иконе. Видите Крест и две фигурки рядом: Матерь Божия с одной стороны, с другой апостол Евангелист Иоанн? Вот на этой иконе ответ: почему он назван любимым учеником. За свою преданность, потому что он был постоянно с Христом и в радости был, и в то время, когда Причастие Господь устанавливал был возле Господа Иисуса Христа. Любимый ученик. Но в то же время, когда Господь был на Кресте, страдал распятый, все разбежались, все оставили Его, а он возле Христа стоит, видите, и присутствует во время этих страшных мучений и опасностей. Вот почему апостол и Евангелист Иоанн назван апостолом любви. И вот сегодня мы тоже служили ему молебен в надежде, что и нам Господь дарует по его молитвам истинную любовь, настоящую, нелицемерную. Надо быть всегда с Господом, не надо искать какие-то кривые пути там, окольные. Надо всегда искать спасение только в Православной Церкви. Нигде нет спасения, только в Православной Церкви. Все секты, все это католичество, все это извращение - это все ложь и лукавство, это все от беса исходит. Это бес сделал такую подделку, людей направил, чтобы они заблудились: хотите в Бога верить - пожалуйста, вот вам возможность, вот вам подделка, вот вам лукавство. И люди не разбирающиеся идут крестить детей своих у автокефалистов и филаретовцев, и идут к сектантам на службу. И говорят потом: «Вот мы были, Богу служили». На самом деле сатане. А Господь сказал: «Я создам Церковь и врата ада ее не одолеют», т.е. до конца века будет стоять Церковь Христова на земле. И вот мы видим, что не одолели Церковь соблазны, расколы. Просто отпали от Церкви части: сектанты, католики - это бывшая церковь православная, но она отпавшая, она мертва. И поэтому мало искать избавления от своей проблемы, от болезни, от несчастья, а надо только в Православной Церкви искать свое спасение. И да поможет нам всем Господь найти эту Истину во Христе Иисусе, в Православной Церкви и Истину в нелицемерном покаянии. Аминь.