ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Сегодня Неделя Святых Отцов I Вселенского Собора. Священно-Архимандрит Рафаил поздравил всех: «С Праздником! Желаю вам благодать Божию над всеми вами! Аминь».
Дорогой Священно-Архимандрит Рафаил, наш заботливый Отец, благодарим Вас за Божию благодать, за Божию милость к нам грешным, за святой покров на каждый день! Благодарим Вас ещё за то, что сохранили Веру Святых Отцов и передали ныне живущим! И кто имеет Вас – имеет, благодаря Вам, и правильную Веру, и благодать Святого Духа, передаваемую через Вас, имеет надежду на спасение и само спасение! Благодаря Вам мы всё имеем, и это обязывает нас всех иметь послушание Вам для того, чтобы спастись!!!
Проповедь на праздник Святых Отцов Первого Вселенского Собора
Сегодняшний воскресный день посвящается Отцам I-го Вселенского Собора. I Вселенский Собор, как и все остальные семь последующих Соборов, собраны были на основании Священного Писания и Церковного Предания. А прежде всего, основываясь на словах Господа Иисуса Христа, который сказал, чтобы все были едино. И вот, сегодняшняя молитва, она два раза для нас сегодня прозвучала в Евангелии, Первосвященническая молитва. По идее, наверно, было бы даже уместно здесь поместить икону, где Христос, можете принести эту икону, где Христос в Архиерейском облачении. И всё вот это Евангелие, оно наши взоры обращает на то, что Христос – это есть Архиерей. Вот посмотрите, вот возьмите эту икону в руки, стань вот там, покажи. Видите? Христос в Архиерейском облачении, и молился Он еще до Своего Распятия, до Своего Вознесения, что Церковь положила нам напомнить. Для чего? Для того, чтобы мы понимали суть нашего спасения. Христос о чем молился? О том, чтобы мы были все едины и говорил: «Как Мы, Господи, как Мы, Отче, с Тобой Едины, так и пусть они будут едины с Нами». Кто? Не просто все непопадя, как это некоторые сейчас такую доктрину разворачивают очень интенсивно, а «те, кто верует в Меня». А веруют – это значит, принимают полностью все, чему Он учил, Господь. Что Он не просто был Распят. Допустим, вот Лев Толстой – на этом его вера и закончилась, что Христос Распятый. И на этом Евангелие его и закончилось – то, что он переписал, перекарлякал заново. Вроде бы писатель, а вот видите, какой источник там внутри сидел, какая муха там внутри сидела, его поджуживала. Писать все эти повести, рассказы. И все до сих пор восхищаются гениальностью. А, вот видите, какая гениальность в итоге вылезла.
Надо верить в то, что Господь был прежде. Во-первых, прежде всех веков. Во-вторых, что Он воплотился от Духа Святаго и Марии Девы. Далее, что Он есть Второе Лицо Святой Троицы, то есть Бог Сын. Как есть Бог Отец, так есть Бог Сын и Бог Божественный Дух, Благодать и в тоже время – Третье Лицо Святой Троицы. И что Он распялся за каждого из нас, за каждого грешника. И каждый, кто признает себя грешником, как мытарь, не как фарисей себя ведет, как мытарь, и кается во грехах и нуждается в Спасителе своем, и надеется только едино на Его заслуги. То, что Он на Кресте за нас принес Дар вот этот – Богу удовлетворил, Правде Божьей, потому что Бог не только строгий Судия, не только милующий Судия, но и справедливый Судия. Раз нарушил человек Заповеди Божьи, то человек должен был и искупить. Человек не мог искупить, Господь стал Человеком, искупил вину за всех нас. А теперь мы должны по мере своего возраста духовного и по мере своего старания и любви, а также по мере отвращения своего от мира. Настолько каждый человек отвращен от мира, насколько он независим от этого – свободен от этого мира падшего. От всех этих прельщений, которые есть, лукавств всяких, ловушек там, заманух. Вот насколько человек свободен, настолько он свободен от этого всего. И тогда он просит Бога: «Господи, прости меня и пощади меня, не моими делами добрыми». Игнатий Брянчанинов называл, что это лукавые добрые дела, это дела падшего естества, когда человек может и слезы крокодильи лить, там. И может, даже, и молиться долго. Вот один такой персонаж был в нашей истории, который молился: любил на площадях молиться. Я обличил. До сих пор вот это продолжается всё – смирения ноль. Да! То есть покаяние должно быть искреннее, не лицемерное, не лукавое. И послушание должно быть искреннее, не лицемерное, не лукавое.
И Господь сказал, что и не только в Меня, а пусть, чтобы веровали в тех, кого избрал – Святых Апостолов. И вот эти Апостолы, посланники Божьи, и о тех, кто верует в их слово, тоже об этих Он говорит: «Я молюсь», то есть о нас. Ну конечно, в том случае это нас касается, если мы веруем, как Апостолы Святые: не лукавим, не хитрим, не выкручиваемся, не придумываем. Хотя дьявол много придумал всяких сект, всяких искажений, где всё разрешается, где всё позволяется. Вот, если ты сделал грех - то это грех, а не то, что скажешь, что это никакого греха тут нет. Это есть грех. Всё! Об этом была Первоосвященническая молитва. И Господь, как видите, как наш Архипастырь, Он вознесся на Небеса и Он в Облачении Архиерейском, и Он за нас за всех молится. Вот такая вертикаль у нас власти. И это не случайно накануне праздника Троицы, который скоро будет, когда мы будем чтить Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. И не случайно и сегодня в этот день и память Отцев I-го Вселенского Собора.
Собор был созван по Божьему установлению. Господь сказал, что, когда будут недоразумения, собирайтесь, решайте. Апостолы это подтвердили в своих писаниях, посланиях. И действительно, собирались и решали. И вот был самый Первый Вселенский Собор в 325 году в городе Никея. И на этом Соборе были установлены первые семь членов Символа Веры, то есть то, как надо правильно веровать православному христианину. Почему он собран был, Собор? Потому что возникла жуткая ересь. Некий священник Антиохийский Арий стал учить, что на самом деле Бог Сын – это простой человек и что было время, когда Его не было, что Он не вечный. И, в общем, искажал полностью таким образом всё Православие. Если бы тогда Император, допустим, стал на сторону этого еретика, то мы бы с вами уже не были православными. Мы как угодно бы назывались. И от греков бы приняли веру искаженную, извращенную, бесовскую. Ну, там, где нет Сына, там нет и Духа Святаго – понятно.
На этом Соборе присутствовало 318 человек. Вот я только назову некоторых из них, вам будет всё понятно - это святитель Николай Мирликийский, и святитель Афанасий Великий, и святитель Спиридон Тримифунтский. То есть, вот какие люди присутствовали там, а не какие-то там «залетные», шулера какие-то, понимаете? Или, там, хитрецы. Или, там, какие-то, знаете, карьеристы, которые прорвались любой ценой до власти церковной. То есть это были люди святые, неоспоримые авторитеты для всех верующих. На этом Соборе они осудили ересь Ария, предали его анафеме - и всё! С тех пор это не подлежит никакому пересмотру. Это анафема, это проклятие. Это значит, что человек находится в аду – Арий. В житии блаженной Феодоры мы находим, что в аду и ариане были там все, она их там видела, они находятся по адресу. Короче там, где будут все находиться: все отступники, все еретики, все отщепенцы, все хитро сделанные люди, которые хотят вот здесь вот жить – не тужить, так сказать, и Богу, и мамоне угождать.
В общем, вот такой сегодняшний Праздник - Великий тоже, по сути дела, Праздник.
И мы готовимся с вами к Троице, Троицкому Дню. А также будет Троицкая родительская суббота, которая накануне этого дня будет. В пятницу тоже будет вечерняя, Богослужение.
Так что приезжайте, молитесь. Потому что скоро уже вы даже захотите приехать – и не приедете. Скоро всё. Сейчас вот такие события разворачиваются, что очень «весело»: отнимают храмы филаретовцы.
Спешите делать дело своего спасения и не надейтесь на то, что вы что-то сделаете более драгоценное, нежели прийти в церковь. Не надейтесь – обманываете вы сами себя, лжете сами себе.
Так что, храни вас всех Господь! С Праздником. Пусть этот Праздник в очередной раз дойдёт вам, до ваших голов. Да. Желательно даже до сердца. Идеально было бы. И храни вас всех Господь! С Богом! Ангела всем вам Хранителя!