Священно-Архимандрит Рафаил в День Святой Троицы
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день Святая Православная Церковь называет Днём Святой Троицы или Пятидесятница. Это Великий Праздник, можно сказать, что это Праздник, просвещающий нас особой силой, - Благодатью Святого Духа.
Этот день называется Пятидесятница. Название он свое получил от того праздника, который праздновался еще в Ветхом Завете. Этот праздник был посвящён воспоминанию того, что Господь дал Своему народу избранному Священный Закон. Закон, по которому люди будут спасаться. И вот, каждый год иудеи собирались в Иерусалиме, сходились со всех концов земли, где бы они не жили. Приходили они всегда в Иерусалим на этот праздник Пятидесятницы - это равно 50 дней после Пасхи, Пасхи ещё Ветхозаветной. И особенностью этого было то, что люди приносили с собой много зелени, они украшали зеленью свои дома, жилища. Это был, как бы, праздник в тоже время и урожая, и поэтому не удивительно, что именно вот этот день и мы тоже с вами вместе встречаем этими зелёными ветвями, цветами, украшаем ими свои жилища.
И это Богослужение, и вот эти цветы, вот это украшение всё боголепное переносит нас с вами в то время, когда Ученики собрались, по слову Господа, в Сионской горнице, то есть они собирались в том домике, который Господь им указал.
Когда Христос воскрес, исполнил таким образом прообраз Пасхальный, то Господь дал и законодательство уже Новозаветное. Для того Он и сказал Ученикам, чтобы они собрались в Сионской горнице в доме. Понятно, что этот дом украшен был цветами, украшен зеленью. Тоже отмечали праздник, праздник урожая, праздник жатвы, но это была уже жатва духовная. Именно в пятидесятый день после воскресения Господня ученики, собравшиеся в этой горнице, получили Благодать Духа Святого. То есть Господь, взошедши на Небеса с прославленной человеческой плотью, послал Духа Святого. Отец послал Духа Святого по молитве Сына. Иными словами, Дух Святой сошёл ради заслуги Иисуса Христа, сошёл на Первую Церковь.
В то время Первую Церковь представляли собой всего лишь 12 человек, 12 Апостолов, вернейшие Ученики Христовы, свидетели Воскресения. Они были собраны в этой горнице и молились, и ждали этого торжественного часа, причём, ждали они его 10 дней - после Вознесения Господня прошло ровно 10 дней. И сейчас мы тоже с помощью Богослужения воспоминаем, что тоже ровно 10 дней прошло после Вознесения Господня и 50 дней после Воскресения Христова. И вот, Ученики собрались и ждали того, что Господь им пообещал. Он им обещал, что на них сойдёт Сила Духа Святого, Благодать. Сила огромная, которая даёт возможность нести проповедь по всей земле.
Нельзя сказать, что Духа Святого не было раньше. Дух Святой всегда был, и Он везде существует, Он - Бог. Он везде и всегда есть, и был, и будет. И был и до Пятидесятницы, но сошёл Дух Святой на Апостолов в силу заслуг Иисуса Христа. Нашим ограниченным умом мы не можем понять, как это было. Мы не можем этого вместить, потому для нас вот так, вот в таком виде передаёт Святая Церковь, что Дух Святой сошёл на Апостолов в виде огненных языков. И что же произошло? Произошло чудесное событие: Ученики, те самые Ученики, которые боялись, которые опасались иудейской мести, боялись исповедовать веру в Христа, вдруг обрели мужество. Они вышли на площадь и стали проповедовать на языках всех народов. То есть в этот день произошло что-то обратное тому, что было во время строительства Вавилонской башни. Помните, когда люди строили башню Вавилонскую и это было беззаконно перед Богом, мерзко. Господь, чтобы разрушить их намерение, разделил их языки, то есть бывший некогда единый народ, имеющий один язык, перестал понимать друг друга, стал говорить на разных языках. Теперь произошел обратный процесс, теперь Господь дал языки Апостолам, говорение на разных языках, возможность проповедовать. Поэтому люди, которые собрались со всех концов земли, услышали проповедь Апостолов на собственном наречии. Это было поразительное чудо. Представьте себе, люди, которых везде ищут, за которыми охотятся, которых все считают какими-то обманщиками, вдруг не прячутся, вдруг они выходят свободно на площадь и проповедуют. Причём, проповедуют на разных языках. Эти люди необразованные, простецы, рыбаки, нигде не учившиеся, нигде не обучавшиеся, вдруг начинают проповедовать на разных языках!
Это дал Господь Дар такой Духа Святого, чтобы проповедь шла по всей земле.
Все сейчас поражаются, что как же могли двенадцать человек, двенадцать кротких необразованных человек пройти по всей земле и проповедовать на всех языках, сделать то, что не в состоянии сделать сейчас даже телевидение, компьютер, средства массовой информации. Двенадцать Учеников прошли по земле, и в данный момент мы тоже с вами представляем тех людей, которых коснулась эта проповедь и дошла до нас.
Что произошло еще в Сионской горнице? Представьте себе, что Господь говорит Своим Ученикам образно: «Соберитесь в этом доме и вы получите Силу, Благодать Свыше». Представьте, вот сейчас этой свечкой с этого подсвечника нужно принять огонь. Возьмите свечи, получите огонёк и передайте другим, и пойдите дальше. С другого подсвечника нельзя, с третьего тоже, только с этого подсвечника. Вот Ученики собираются в этой горнице, получают этот Огонь Свыше. Это было первое рукоположение в Священный Сан, и ученики пошли проповедовать, неся с собой эту Благодать, которая им позволила крестить людей, прощать грехи, причащать их, венчать, соборовать и т.д. Все семь Таинств. И вот, представьте себе, что в Иерусалиме от этого подсвечника загорелись свечи и люди шли со свечами, и передавали дальше этот Огонь. И мы сейчас получили этот Огонь от наших славных предков православных, потому что мы с вами принадлежим Святой Православной Церкви.
Но сейчас много вокруг нас людей, которые заявляют, что они тоже церковь, что их тоже, якобы, Бог послал и даже творят «чудеса». Но спрашивается: от того ли подсвечника зажегся огонь? Тот ли огонек они принесли? Беда в том, наша беда с вами в том, что сейчас мало людей понимают это, мало людей ценят вот этот Огонь, который получили Апостолы. И надо сказать, что враг очень искусно подделывается под вот эту Благодать. Сейчас даже есть такая секта пятидесятников, от слова пятидесятница, как ни странно. Они говорят, что на них сходит Дух Святой, они начинают говорить на разных языках. Многие такие горе-православные, которые ходят в церковь один раз на Пасху или второй раз придут на Крещение набрать воды. Вот они считают, что у сектантов действительно благодатные дары. Но спрашивается: зачем Господь давал тогда говорение на иных языках? Для того, чтобы Апостолы проповедовали по всей земле на всех языках мира. Те Апостолы, которые не имели электронных переводчиков, которые не имели обычных переводчиков, которые не имели никакой возможности, чудесным образом проповедовали.
Что сейчас происходит в этих вот сектах пятидесятников? Сейчас это выглядит примерно так: человек стоит на их проповеди или во время таких молитвословий, вдруг начинает его трясти, он падает на землю и говорит на других языках, на непонятных. Спрашивается: зачем эта проповедь на непонятном нам языке? Умный человек, здравомыслящий, он поймёт, что это совсем не то. Для того были языки даны, чтобы мы слышали проповедь на нашем родном языке.
И вот, что интересно, дорогие братья и сестры, наше Отечество получило проповедь от Святых Кирилла и Мефодия, славянских братьев-просветителей. Эти Святые получили церковно-славянскую азбуку, помолившись перед Богом. Тогда наши предки ещё не имели письменности, были в полудиком состоянии, можно сказать безкультурном. Они не имели даже возможности писать. И вот, представьте себе, Святые братья Кирилл и Мефодий молятся перед Богом, и Господь дает им Свыше Дар - вот эту азбуку. Это церковно-славянский язык, на котором служба происходит в Православной Церкви поныне в славянских всех странах. И вот, представьте себе, когда они получили этот Дар, они пошли по всем славянским народам и проповедовали Слово Божие. Это были и сербы, получили эту проповедь и болгары, и наши соотечественники, и все мы сейчас. Если сейчас пройдем по славянским странам, то мы заметим, что корни этого церковно-славянского языка остались во всех народах.
Всё это для того, чтобы мы хранили Благодать, проповедь, чтобы умножали это, чтобы мы образовывались с вами, чтобы мы не остались без церковной службы.
Но интересно, что Кирилл, один из этих братьев, он проповедовал всем, он проповедовал не только язычникам, он проповедовал и мусульманам, которые отрицают Троицу, а это актуально именно в наш день Святой Троицы. Так вот, как он объяснял, что такое Троица? Он говорил: «Посмотрите на солнце. Солнце имеет круг, от солнца исходит свет, от солнца исходит тепло. Круг - это подобно Богу Отцу, который не имеет начала, не имеет конца. Свет - подобно Богу Сыну, который своим сиянием Евангельских слов, проповеди просветил всю землю. И тепло подобно Духу Святому, который чувствуют все верующие люди, когда молятся, каются в грехах. Они это на себе ощущают». Он говорил мусульманам, что не три же солнца, но есть круг, свет и тепло, а это одно солнце. Так и Бог Троица. Есть Бог Отец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой - не три Бога, но это Бог Один.
Но повторяю, что для нашего ума ограниченного, для него это трудная задача. Мы можем только таким подобием понимать, что такое Святая Троица.
Вот мы верим в Святую Троицу. К чему нас это обязывает, кроме того, что сохранить эту свою веру?
Сейчас очень много сектантов, распространяющих ересь, подобную ереси Ария. Сейчас есть свидетели Иеговы, так называемые, которые тоже отрицают Троицу Святую, говорят, что Сын - это творение и т.д.
А мы должны сохранить Православную Веру, как Откровение, данное нам Свыше. Чтобы сохранить эту Веру для спасения, надо ходить в храм Божий, православный. В тот храм, где славят Святую Троицу, причём, славят так, как угодно Ей. И вот именно так сейчас служит Святая Православная Церковь. Она продолжает вот эту Пятидесятницу через свои Таинства: либо человек крестится, либо миропомазывается, либо соборуется, либо исповедуется, либо причащается, либо он получает Благодать священства - это всё есть Пятидесятница. То есть Дух Святой не сходит на человека, когда человек ещё не крещённый, когда ещё не получил Благодати Духа Святого. Вот священник крестит, и на человека сходит Дух Святой. Когда человек кается в грехах своих, тогда священник, имеющий Благодать Духа Святого прощать грехи, читает над ним молитву и грехи прощаются. Когда человек приступает к Таинству Причастия, то через священника подаётся Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа - вот это есть Истина и Благодать Святого Духа. Когда в священники рукополагают, то есть, когда нового священника ставят для службы, то выбирают кандидата, готовят его специальным образом, чтобы каялся, постился, и на главу его возлагают руки, и сходит на него тот же самый Дух Святой.
Почему мы так утверждаем? Да потому, что в нашей Церкви сохранилась преемственность Благодати, то есть свечка, которую мы зажгли от того Апостольского подсвечника, передаётся через века, и именно от этого огонька и зажигается очередной священник Православной Церкви.
Вот какая Великая Благодать у нас Духа Святого в Вере Православной!
Но почему же люди многие не ощущают Духа Святого? Потому что грехи препятствием этому являются. Многие люди удивляются: почему их не касается Благодать? Потому что живут не так, как Господь заповедовал, и мало того, что так живут, но ещё и не каются. Не идут исправляться, не идут просить прощения у Господа. А каждая молитва, большая или маленькая, всегда должна начинаться с покаяния, то есть человек должен оглянуться, посмотреть на свою жизнь: Что я делаю? Как я живу? Получил ли я Благодать Духа Святого? Если другим радостно в храме, а мне почему-то тяжело, не я ли тому причина? Труднее всего сказать: «Видимо что-то во мне не так». Вспомнить: «Что же я не делал?». Вспомнить может быть какие-то обрывки проповеди, в сознании оставшиеся, и сказать: «Да я же не хожу в храм православный каждый воскресный Божий день. Да, я нарушаю посты, или я не молюсь утром и вечером, или я вообще люблю в моём сердце злословие, гордыню, тщеславие». А Господь Дух Святой не нисходит на такого.
Если мы хотим, дорогие братья и сестры, получить Духа Святого, для этого есть путь только один - это путь смирения. То есть: «Прости меня, Господи, я нарушил Твою волю Святую, я не ходил в храм, я забыл дорогу или я забыла, в храм Твой Божий Святой». И человек кается, просит прощения, идёт на исповедь. Господь прощает такого, восстанавливает в первозданной чистоте.
И знаете, что вот эти цветы, вот эта зелень, она ещё напоминает Рай, в первозданной чистоте человека. Вот, стоим мы в храме, и вот эти зелёные цветы напоминают о том, что было когда-то человечество в Раю. Вот так и мы можем быть. Каждый, кто принимает Крещение в Церкви Православной, он как в Раю духовном находится, но с этой высоты он может ниспасть из-за своих грехов, через свое отступничество, как отпал Иуда.
Вот сегодня мы читаем Деяния Святых Апостолов: Иуда, который был среди двенадцати этих апостолов, он отпал, предал Христа. Отпал, не покаялся, окончил страшно свою жизнь. И вот, Апостолы, чтобы возместить число, вместо него находят, жребием выбирают двенадцатого человека из тех Апостолов, которые были из числа семидесяти, тоже верных православных людей. И это было очень важно!
Вот сейчас сектанты говорят: «Какая разница, вот возложим мы руки на того или того». А спрашивается: имеете ли вы то, что даёт Благодать Духа Святого? Имеете ли вы? Возложить руки может любой на главу, дорогие, но придет ли Благодать Духа Святого на этого человека - это уже другое дело. Это может сделать только православный священник, православный епископ, только он.
И поэтому надо беречь то, что у нас есть. У нас есть Вера Православная, Дух Святой, а если сердца не чувствуют этой Благодати, то, значит, надо покаяться, надо раскаяться в грехах, надо оплакать грехи свои и Господь обязательно прейдёт, и даст Себя почувствовать.
Я думаю, что многие чувствовали в этот день, в этот Святой день духовную радость, такую внутреннюю радость: озарились ею сердца их. Ну а те, кто этого не получили, пусть не отчаиваются, Господь всегда рад прийти, всегда рад прийти - только бы мы с вами этого захотели.
Давайте начнём каяться, кто не ходит в храм Божий, кто забыл, для чего Пятидесятница существует, забыл Троицу Святую, Которая нас спасает через Иисуса Христа. Те, кто не ходил в храм каждое воскресенье, раскаются в своих грехах, принесут покаяние и начнут ходить, чтобы быть чадом Православной Церкви. Почему мы именуем Христа Царем? Потому что верующие во Христа считают Его своим Царем, Правителем. Что это значит - Он наш Царь? То есть Его законы должны для нас быть святы. Вот, как мирской владыка нам даёт закон, и мы боимся его нарушить, мы стараемся исполнять, а не тем более ли надо слушаться Царя Небесного Господа нашего Иисуса Христа? Господь над нами всеми, Он видит всё прекрасно, Он видит всё. И только любовь Его не карает людей многих за то, что они нарушают Закон Божий. Если ничего не случается, люди думают: «Ничего страшного, миллионы таких самых, как мы, не идут в храм Божий, ничего страшного с ними не случится». Но знайте, что время, оно луковое, оно хитрое, оно быстро прилетает, как тот дым. И горе тому, кто так вот придёт нераскаянный, и Господь его встретит, и окажется он не готов, и будет подвержен вечному осуждению.
Почему нам так неинтересно читать Евангелие? Не от того ли, что мы умерли душой? Знаете, когда вот покойник лежит в гробу, в народе сейчас странный такой обычай - ставят стакан воды обязательно. Зачем? Они сами не знают. Но спрашивается: покойник будет ли эту воду пить? Конечно же нет. Но не тем ли паче мы покойники, когда мы не хотим пить воды духовной? То есть Святого Духа Благодати? Когда для нас это всё не нужное и лишнее, когда душа наша радуется где угодно, но в церкви она спит, она мертва. И вот в этот день Святой Пятидесятницы надо посмотреть: «А как вот мы? Мы просветились ли Духом Святым? Сошел ли на нас Святой Дух или только на наши вот эти зелёные ветки?».
Сейчас, дорогие братья и сестры, по обычаю православному будет служиться вечернее Богослужение, в котором будут читаться специальные семь молитв Духу Святому. Вы знаете, в этот период, 50 дней после Пасхи, не совершаются в храме поклоны. То есть это знак того, что Господь Иисус Христос победил смертию смерть, смертию смерть попрал. Он победил врагов Своих, и это день духовной радости. И в день Пятидесятницы, конечно же, не стоило бы делать поклонов - такая это духовная великая радость. Но мы будем делать поклоны, когда будут читаться эти молитвы, в знак того, что мы перед Богом смиряемся. Мы - грешные, мы должны перед Богом просить прощения и считать себя недостойными прикосновения к нам Духа Святого. Он, конечно, на нас сойдёт, но надо перед Ним смириться.
Мы не сектанты, которые скачут, прыгают и говорят, что у них Духа Святого полно, они наполнились Духом Святым. Боже упаси от такого духа, который наполняет этих сектантов!
А Дух Святой, настоящий, сходит на людей, которые благоговейно и трепетно относятся к Нему. Которые считают себя недостойными Причастия. И посмотрите Житие Святых Отцов: чем выше этот человек приближался к Богу, чем больше он наполнялся Духа Святого, тем больше считал, что он не достоин.
И вот, мы начинаем эту Божественную службу. Это очень красочная, красивая служба и этой службой начинаются уже поклоны в Церкви Православной. Вот эти 50 дней их нельзя было делать, совершать, а только сейчас, вот с этого дня, начинается этот период, когда мы делаем поклоны. Поклоны обозначают воспоминания нашего падения, прежде всего Адама и Евы, и наше личное грехопадение. Перед Господом совершенно не стыдно стать на колени, стыдно перед человеком стоять - это мы запросто делаем, а перед Богом мы стесняемся стать, перед Господом, который за нас страдал. И вот, перед Господом мы становимся все на колени - и головой до земли, в знак того, что грехопадение у нас произошло и Адама, и Евы, и нашей жизни, а когда мы встаем, то мы показываем, что мы каемся перед Богом, что мы обещаем исправиться. И тогда приходит такая духовная радость!
И, кроме этого, в этих семи молитвах Духу Святому, там есть, между прочим, и прошения о находящихся во аде, то есть о наших сродниках, о наших благодетелях, которых мы уже даже может быть забыли. А надо о них просить, и Дух Святой сходит, Благодать утешающая помогает, и даже вырывает из ада, из этого страшного места.
Всем нужно молиться и участвовать всегда, не стоять, как мертвые, а всегда на службе стараться получить то, ради чего мы сюда приходим. Если мы приходим в магазин, и возвращаемся оттуда с пустыми руками, мы сокрушаемся: «Как это я пошёл, ничего не купил?". Если мы идём в больницу, и не получаем помощи, тоже мы удивляемся. Не должно быть так, что когда идём в храм, то выходим оттуда ни с чем, как мертвецами были, так мертвецами и остались. Поэтому будем, дорогие братья и сестры, стремиться к тому, чтобы на наши души сошла частичка, крупинка Духа Святого, Благодати Божией. Аминь.
Вот эти молитвы и условия, в которых мы их совершаем: здесь душно, жарко, и, может быть, неудобно из-за того, что много людей - а именно это и показывает суть Православия. Это даже хорошо. Наиболее лучше усваивается Евангелие именно деятельным образом, то есть, когда человек исполняет на деле. Вот, например, сегодня многие почувствовали, что значит дай плоть и прими Дух. Эти слова из Священного Писания. Это, может, ключевые слова всей Православной нашей Веры, то есть, чтобы принять дух, надо дать плоть. Вот в чём суть вот этих всех подвигов, молитв, длительных наших Богослужений, которые не нравятся нашей плоти развращенной. А это радость для Боголюбцев. Вот почему Старцы Святые, пустынники уходили в пещеры, почему они жили в пустынях, в постах постоянных. Вот ради чего они шли. Кто сейчас вот это понял, тот понял и эти слова, ради чего такая вот подвижническая жизнь в Православии. Хотя то, что мы делаем - это мизер, это мелочи.
Я просто так думаю, что люди, которые первый раз пришли, они сейчас уже ужасаются: «Куда я попал? Это же надо так истязать свою плоть!». Между прочим, это всё мелочи, это совсем немножко.
Христос всё терпел на земле, Господь страдал. Если мы страдаем за свои грехи, то Господь страдал незаслуженно. Он страдал только ради нас с вами, чтобы нас с вами спасти. И поэтому Он сказал, что труден путь в Царствие Небесное, что тернистый это путь, узкий путь, и мало кто идёт в Царствие Небесное узким путём, а много народа идёт широким путём, который ведёт в ад. Вот, понимаете это? Кто усвоит, поймёт в чём суть Православия - не жалей свою плоть, ограничь её хотя бы немножко.
Мы, живущие здесь не в пещерах, не в пустынях, хотя бы немножко ограничили плоть, хотя бы в рамках Богослужения. Понимаете? И вот мы тогда получаем то, ради чего Христос вообще на землю приходил, ради чего и Дух Святой сошел на нас - Благодать. Вот это - Истина. Получив Благодать, человек понимает, что ради этого больше стоит терпеть. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если бы келия моя была наполнена по шею червями и тогда ради будущего блаженства Духа Святого, Царствия Небесного стоило терпеть всю жизнь». Это он говорил, тот, который был восхищен Господом на Небеса и видел Райские селения!
Но плоть наша, она лукавая, она хочет сбросить с себя это иго Христово, которое для нашего спасения, и она вот хитрит, желает уменьшить, сократить, «службочку» сделать. Вот католики, например, сделали сейчас мессу в 45 минут, может уже меньше, не знаю. Уже сейчас коротенькая месса, а раньше это были такие самые, как мы, православные. Вот это - деградация! Вот эти сектанты, сидящие или скачущие по сцене, пляшущие. Понимаете, где - Святой Дух, а где - лукавый дух?
Я ещё хочу сказать вам, дорогие братья и сестры, что там, где нет Духа, там всегда человек ищет то, чем заменить его. Вот поэтому все эти экстрасенсы, эти целители, вот эти всякие «чудотворцы» современных дней наших, которых надо особенно опасаться, знайте, что там всегда дух-заменитель какой-то существует. А заменитель Святого Духа знаете какой может быть? Только один. Поэтому надо вот всегда чтить православный путь, любить длительные службы, любить посты, вот эту дисциплину церковную. Стараться свою плоть немножко обуздать и любить службу, приходить в храм. Не хочется идти? А что же вы хотели, чтобы ваша плоть захотела туда? Блудить она хочет, плоть! А вот здесь вот не хочет она! А вот именно здесь-то и совершается Таинство спасения нашего. Вот именно здесь Православие совершается в том, чтобы плоть свою обуздать, сделать достойной принятия Духа Святого, и поэтому люди и получают эту святыню.
Сейчас много лжепророков развелось. Сейчас вот эти книги всякие, которые людей сбивают с толку, вот эти проповедники заезжие, причём даже в православном обличии. Надо читать Святых Отцов, подвижников, вот их надо читать - древних подвижников. Тогда человек читающий будет понимать Евангелие, и тот, кто будет ходить в храм Божий каждый воскресный день, не пропускать, вот тот будет понимать. И он поймет, где антихрист, когда он придёт, он увидит это и печать не примет, и спасётся.
Вот этого всего я вам, дорогие братья и сестры, и желаю!