ЧАСТЬ №7
Вот так и Христос часто плакал о Своём родном еврейском народе. Как увидит Иерусалим, так и плачет (Лк. 19, 41). Быть отверженным и распятым своими же братьями по крови – печальнее всего. И Архимандрит Рафаил это понимал, Он сострадал Христу, искупившему весь род человеческий. Когда звучала песня Жанны Бичевской, где есть слова:
Иерусалим, Иерусалим – светлая моя мечта,
Иерусалим, Иерусалим – город моего Христа.
Отец Рафаил плакал – так Он проникался болью за умученного Господа. А когда звучали слова:
…Ты Царя царей тернием венчал,
Так кого ж теперь ты ждёшь?
как заплачет ещё сильнее, слезы так и капали. Незабываемое было ощущение причастности подвигу Христа 2000-й давности. Христос был гоним от своих – и Архимандрита Рафаила ненавидело всё епархиальное духовенство, завидовало и клеветало. Поэтому это не просто сострадание, а сораспятие Христу. Поэтому, для Отца Рафаила это было реальностью, Он вместе с Господом шёл крестным путём на Голгофу. Господь шел 2000 лет назад, а Отец Рафаил за Ним сейчас, но Они – вместе. Вот что делает плач и сострадание – в них исчезает время, и делает боль общей. Они нас делают абсолютно неотмирными и как никогда усваивают Богу: «И ждах соскорбящего, и не бе» (Пс. 68, 21). Потому что Сын Божий из такого же сострадания к людям в их падении сошёл с Неба. Страдания абсолютно несовместимы с будущим веком, и только в этой земной жизни мы страдаем, и страдаем потому, что находимся здесь на Земле «не в своей тарелке», находимся в гостях. Мир веселится, а мы страдаем. И лишь тогда мир восплачет, когда у нас, христиан, настанет вечная Пасха. А до этого, т.е. до Второго Пришествия Христа, мы неразделимы со страданием. Апостол и пишет, что мы во Христе призваны не только верить в Него, «но и еже по Нем страдати» (Филип. 1, 29). А если мы рождены во Христе на страдания, то только скорби и делают человека причастным Христу. Не распятый – не Христов! А сострадание к Богу и людям, и плач нас уподобляют Христу. Вот Отец Рафаил и плакал. Люди как были, так и остаются «яко овцы отечествия» (Пс. 106, 41). Заблудшие овцы Неба, никак не могущие сами найти выход из этой земной юдоли. Вот Христос и пришёл к ним, указав дорогу домой.
И пастырь, продолжая дело Христа, не может пребывать в истине, если не будет также сострадать. Без этого священник будет лишь требоисполнителем. Плач и сострадание делают человека единым со Христом. Почему и Апостол пишет: «Постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование» (Иак. 4, 9). А если едиными, то Христос в таких и вселяется. Плач о падении людей – основной показатель святости человека. Не воскрешение мертвых и др. чудеса, а плач сердца, потому что он показывает истинное смирение, истинную любовь, а не что-то показное. И мы с вами должны плакать о своих грехах, чтобы привлечь Милосердие Божие. Потому что есть похотливые слёзы, есть слёзы от обиды, от тщеславия… Это своего рода наш экзамен, лакмусовая бумажка: чего достигла наша вера. И даже когда взорвали крышу храма, где служил Отец Рафаил (хотели больше, но не получилось) – так ненавидело его епархиальное духовенство и поп-зек, который каждый раз делал ему пакости, - Архимандрит Рафаил встал на трапезе такой серьезный, и сказал: «С чего начнём? – А начнём мы со смирения». Не стал мстить Отец Рафаил, хотя народ просил наказать этого попа-зека, но Отец Рафаил сказал: «Нет. Предадим всё Воле Божией. Как сказал Конфуций, «если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывёт труп твоего врага». (Архимандрит Рафаил был глубоко мудр не только в духовном, а знал и учения мировых философов и выбирал то, что полезно. Остались целые тетради с Его конспектами по философии). Т.е. смирился Отец Рафаил с тем, что до такой степени Его ненавидели в епархии. Это мы постараемся показать в Житии. И священников-единомышленников у Него не было. Старец ин. Иоанн Елизаровский говорил Отцу Рафаилу: «И до конца дней не найдёте единомышленника». Старец много икон подарил Отцу Рафаилу, а перед большими скорбями и испытаниями подарил икону Спасителя в терновом венце и со связанными руками. И Отец Рафаил встревожился: почему именно эту икону подарил Старец? А Старец сказал, что Отец Рафаил идёт по дороге, по которой шёл Спаситель. Впереди Его ждут испытания. Свои же оклеветали, свои же и распяли – архиереи и священники епархии. И по сей день эта клевета продолжается – сбивают с толку народ Божий. Но наступит день и час, и «Господь прославит мимо их воли» – так сказал Архимандрит Рафаил уже сейчас с Небес! И Господь начал прославление Архимандрита Рафаила в бесчисленном количестве Чудес и Помощи!
Уже когда мы взялись за Его жизнеописание, Архимандрит Рафаил передал с Неба: «Пишите книгу так, чтобы люди читали и плакали». А посмотришь на фотографию, где Отец Рафаил с белым голубем в руках – плакать хочется. А это фотография – всем нам укор, это напоминание того, что человек создан для мира, а не для войны. Ведь голубь – это птица мира. Вы попробуйте взять в руки какое-нибудь дикое животное или птицу? – Вопрос риторический, никто к вам не пойдёт и не дастся в руки. А Отец Рафаил был в мире со всем тварным. Преп. Паисий Святогорец степного зайца гладил с нежностью. А у Отца Рафаила приходят зайцы и пасутся на территории Храма! И Отец Рафаил с любовью держал в руках птиц, и они не боялись Его, не сторонились – наоборот, летали вокруг Него. Я уж не говорю о Святых прошлых эпох, которые кормили с рук медведей. В честь рукоположения Архимандрита Рафаила на праздник Благовещения каждый год Ему дарили голубей, и он их выпускал, как у нас Патриарх. В намек того, что Архимандрит Рафаил избранный Богом на Небесах Патриарх. Тем более что Отец Рафаил – человек Духа. Быть в мире со всем созданием Божиим – это значит быть Адамом до грехопадения, Новым Адамом, «в новаго человека» (Еф. 4, 24), быть во Св. Духе, как и пишет Апостол: «последний Адам в Дух животворящ» (1Кор. 15, 45). К Отцу Рафаилу не раз под ноги на молитве «падала» сова, т.е. кланялась своеобразно. А потом, после успения Его, она прилетала часто на могилку и сидела. Приходил часто ёжик и ходил за Отцом Рафаилом по пятам взад и вперед, когда Он гулял после службы вокруг храма или дома в садике, и приводил ёжик своих малышей и показывал Батюшке. И сейчас ёжик приходит на территорию Храма! Неоднократно прибегали белочки, всё прыгали вокруг и по забору. Он понимал язык животных, даже муравьев! Вот, что значит быть в Духе!
Но Отец Рафаил в Духе, а мы – нет! Вот об этом и плакать надо. Плакать, что эта тварь создана для нас, а она нас боится. Ведь весь мир изблудился. Покойный о. Николай Ушаков говорил: «Сейчас во всём мире такой блуд совершается, что волосы встают дыбом!» Буквально про каждого можно сказать: «блудно мое иждих житие». Мы так обнищали сердцем, так вознеслись, так возгордились, размечтались о себе, породнились делами и мыслями с сатаной, что достойны быть рядом с ним. Каждый – «мешок» греха. Как нас Господь ещё терпит! Жизнь каждого – это зловоние, целое поле, усеянное соцветиями грехов, поле нашей жизни. Прошли, обернулись назад, посмотрели на прожитое – и ещё вздохнули с успокоением: как будто «перешли», «нормально» прожили… Да где ж «нормально», когда третья Мировая началась, война на уничтожение? Дожили, что друг друга пожираем, и ещё с удовольствием. Об этом-то и плакал Отец Рафаил: «ибо тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает» (Плач. 1, 22). Почему, спросим мы? – Да потому что «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48, 13). Мир полон нечестия, и, в первую очередь, нечестия наших душ. И за такое нечестие Господь и попустит «презренного» (Дан. 11, 21), т.е. антихриста. «И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи. Да суд приимут вси не веровавшие истине, но благоволившие в неправде» (2Сол. 2, 11).