ЧАСТЬ №17
Но люди из Горянивки, как жители Гадаринские – приземлённые, огрубевшие в грехах не восприняли красоту службы Божественной и отвергли Спасителя. Как и всегда, простые люди Архимандрита Рафаила сразу полюбили, а те, кто стоял у «кормушки», испугались за свои места и не приняли. Матушка предыдущего священника предупредила Отца Рафаила: «В этом храме «кодло». Вместо того, чтобы жертвовать на храм, эти люди с дохода храма поназначали себе зарплаты. Мой батюшка мягкий, он ничего с ними не может сделать. Будьте с ними осторожны». Архимандриту Рафаилу не важны были денежные разборки, для него всегда было главным то, как люди служат Богу, как любят Бога и свою Веру. Матушка оказалась права. Эти люди действительно захватили храм и хотели, чтобы Отец Рафаил только числился, а руководили они. Они заявили: «Нам не нужна такая служба». Отец Рафаил развернулся и уехал, Он и сам не хотел там служить. Храм этот находился во дворе школы: крики, шум, звонки на перемену. Да и на дорогу только в одну сторону уходило три часа времени. Если они думали, что могут Архимандриту Рафаилу навредить, то ошиблись: облегчили, а не навредили. Архимандрит Рафаил поехал к Старцу иноку Иоанну, рассказал о случившемся, а Старец сказал: «Буде їм… Ще будуть за Вами жаліть».
Там на Западной Украине один архидиакон из Тульчинской епархии рассказывал случай, которому был свидетель сам. На отпевание занесли покойника в храм, закрыли двери и стал священник отпевать. А после отпевания, когда уже надо выносить из храма гроб с покойником, священнику поднесли рюмку горилки. Он выпил её прям перед покойником, развернулся, и как швырнет рюмку о запертые двери храма со словами: «Понеслась душа в Рай», и раскрываются двери. На полу, естественно, осколки стекла, а прихожане радостные выносят гроб: «душа в Рай пошла». У некоторых кавказских народов (осетин) вообще есть сатанинский обычай: поливают после отпевания покойника аракой (самогоном).
Отец Рафаил поехал к митрополиту Иринею. Митрополит предложил: «Езжайте в село Николаевку, поговорите с отцом Михаилом, который там служит (это не тот Михаил, что был в монастыре). Так как Вы живёте в Днепродзержинске, Вам будет ближе служить в Николаевке. А он живёт в Днепропетровске, ему ближе будет Горянивка. Может быть он согласится». Когда Отец Рафаил приехал, то о. Михаил с радостью отдал ключи. 29 сентября в день обретения Мощей Преподобного Кукши Одесского, у Мощей которого Отец Рафаил был на послушании в монастыре, на вечернее богослужение Он приехал в храм Великомученика и Целителя Пантелеимона в Николаевке. Это не было случайно, в этом была воля Божия.
История вновь открытого храма в Николаевке была такова, что до Отца Рафаила здесь служил поп-зек Виталий. Этот Виталий родом из Николаевки и был не раз судим за воровство и наркоторговлю. Он крал машины и продавал, за что и сидел. Обманывающий людей и оправдывающий себя, уголовник Виталий говорил: «Христос тоже сидел». А Отец Рафаил ответил: «А Господь не сидел. Да и разве можно сравнить себя с Господом? Ты сидел за свои грехи, а Спаситель страдал за грехи всего мира!»
Народ не думает, смотрит, что одет, как священник, и глотают всё, что они говорят. А Старец инок Иоанн сказал: «Не всё, что с бородой - батюшка и не всё, что в чёрном - матушка».
Этот Виталий был «духовным чадом» того самого Михаила из женского монастыря. Каков «духовный отец», таковое и «чадо»: Виталию однажды захотелось стать священником, и они с Михаилом, скрыв от владыки судимости Виталия, двоежёнство: и он, и его матушка женились во второй раз (и новоиспечённый священник, и его супруга должны быть девственниками), обманом заполучили для Виталия сан. Самозванец! Этот Виталий сбежал, бросив храм, на другой приход, захватив церковную кассу.
Виталий открыл храм с алтарём на север. Архимандрит Рафаил перенёс алтарь на восток, как положено.
Заманивал Виталий людей в церковь клиросом. «Ничего, что алтарь на север, зато на пол церкви клирос». Огромный клирос, в храме никого нет - все на клиросе. Не так смешно, как горько. Конечно, от такого Отец Рафаил был в потрясении, был в шоке просто. Все в церковь ради пения и ходили, и спрашивали друг у друга: «А яким голосом спiвати?» Ни слуха, ни голоса – вой невыносимый. Этот так называемый «священник» Виталий из-за дохода бросил храм – сбежал на другой приход и прихватил с собой церковную кассу.
Когда Отец Рафаил пришёл служить в Николаевку, за ним пришли и все люди, которые ходили к Нему в монастыре. Молва между людьми о прозорливом монахе, сильном молитвеннике и о бесстрашном проповеднике, строгом в вере Пастыре распространилась на всю страну и за границу. Люди передавали друг другу: «Если у тебя беда, езжай в Николаевку к Отцу Рафаилу. Только Он тебе поможет!» Его слово было закон, и даже люди, которые не знали Его лично и не видели, говорили: «Там, за Днепром есть Отец Рафаил. Он говорит, что пост нужно соблюдать!» Люди приезжали сотнями отовсюду, слушали Архимандрита Рафаила с жаждой, спасались, постились, соблюдали всё, чему учил Архимандрит Рафаил. За советом, за помощью, за исцелением ехали и тяжёлые раковые больные, и люди с различными скорбями.
Многие до сих пор вспоминают чудесный случай исцеления немой девочки от рождения. К Отцу Рафаилу обратились родители этой пятилетней девочки, хотя в их роду имелся свой священник, а тем не менее не мог помочь, как и все попы. Конечно же милосердный Отец Рафаил молился и первым словом, произнесённым девочкой было: «Батюшка!» Это чудо произошло, как только Отец Рафаил приехал служить в Николаевку.
Поначалу Отец Рафаил ездил на службы на заводском автобусе из Днепродзержинска в Николаевку и обратно. Потом директор завода из уважения к Отцу Рафаилу выделил специально для церкви большой автобус на службу и со службы. А поначалу с пассажирским транспортом было очень плохо. И хотя Отец Рафаил был в гражданке, все знали, что это - священник. Однажды один рабочий взял и толкнул Его, и раздраженно сказал: «Всякие тут ездят…». Отец Рафаил повернулся и просто посмотрел, и ничего не сказал. А потом люди рассказали, что этот рабочий в этот же день погиб ужасной смертью. Бог поругаем не бывает: что такое поднять руку на священника, да ещё на какого священника?! В этом автобусе ездили не только рабочие, но и селяне, но бесы-то видели кто ездит, и мстили Отцу Рафаилу через своих людей.
Служил Отец Рафаил на приходе только в воскресные и праздничные дни, но в Великом Посту и в Великие Праздники служил от А до Я по монастырскому Уставу. В будни исполнялось монашеское келейное правило, Апостол, св. Евангелие, пяточисленные молитвы. А когда читалась Псалтирь, поминали записки «о здравии» и «о упокоении». Читает послушник бегло имена, тараторит, а Отец Рафаил стоит впереди. Вдруг: «Так, остановись на этом имени и ещё раз прочитай, и не мечтай там». Т.е. Он, прозорливый, видел мысли. И если человек уклонялся от Бога, исправлял его. А когда в храме в Николаевке на службе одна певчая всё волновалась и переживала, сбивалась часто, непонятно что в голове, Архимандрит Рафаил говорит: «Молись, ты всё переживаешь, а не молишься. Давай молись». И ей же сказал: «Все чудеса, которые ты увидишь и о которых ты услышишь, - всё записывай. И спрашивай у меня каждый шаг». Поначалу чудеса записывали, потом дали такое послушание другой, потом и всё заглохло. И чудеса были каждый день и не одно, и не два, и если бы послушались Отца Рафаила, сколько бы пользы было людям.
Когда Отец Рафаил приехал в Николаевку, он поставил старостой Тамару Андреевну, потому что она хотела прийти к вере, и Отец Рафаил дал ей шанс. Но впоследствии оказалось, этот шанс она не использовала во спасение. Так как Господь всем даёт шанс спастись, то Отец Рафаил никогда не разделял людей на национальности, Он ко всем относился с уважением и снисходительностью, даже если в ком-то были недостатки, только говорил, что нужно очиститься от этих недостатков. Тамара Андреевна была чистокровной еврейкой и раньше работала лаборантом. Ну а в храме продавала свечи, принимала товар, поминальные записки. Со временем она поняла, что Отец Рафаил не простой, что люди тянутся к Нему, и стала задавать какие-то вопросы. Ответы Отца Рафаила она записывала, а людям выдавала за свои. Потом сама проповедовала по телефону, и люди стали думать, что она умная. А это были слова Отца Рафаила - конечно же, Отец Рафаил умный, а она же лишь говорила людям Его словами. Она скрывала от людей, что это всё Отец Рафаил ей сказал, а люди не ведая, стали её уважать. Панихиду несут ей, а не Отцу Рафаилу – она же молитвенница. Отец Рафаил стал замечать, что что-то не то и стал ей замечания делать. Приходит один человек в храм и спрашивает: «Где здесь молитвенница Тамара Андреевна?» А Отец Рафаил услышал и говорит: «Ничего себе! Распустила уже крылья». Он поехал к Старцу ин. Иоанну и Старец ему объяснил, что происходит с этой женщиной и сказал, что смерть у неё будет как у раскольника Филарета. Что надо её обличить при всех, и что она выведет от Отца Рафаила лестью и хитростью много людей.